Суббота, 27.04.2024, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Концепция

Статья, размещенная на этой странице, отражает концепцию деятельности Лаборатории риторики и диалога культур.

Александр Михайлович Денисов

Формирование риторических компетенций
как одно из условий реализации основной образовательной программы

     Современная российская школа находится в состоянии модернизации, что обусловлено, в частности, наличием определенных проблем в сфере образования.
   Появился Федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации. Последние представляют собой «систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы общего образования и достижения планируемых результатов».
   Между тем существует ряд противоречий, которые будут препятствовать достижению требуемых результатов образования. Например, противоречия между требованиями стандарта образования к условиям реализации основной образовательной программы и недостаточным использованием на практике образовательных технологий деятельностного типа; между требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы и недостаточным уровнем ряда базовых компетенций (квалификации) педагогов
   По нашему убеждению разрешить указанные противоречия возможно путем формирования и совершенствования риторических компетенций детей и взрослых.
   Почему мы говорим именно о риторике? Потому что в основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, и риторика как наука об эффективном общении помогает решать задачу достижения целей современного образования. 
   В последнее время в нашей стране идет возрождение риторического образования, многие ученые заняты разработкой и преподаванием предмета риторики, восстановлением и утверждением этого предмета в отечественном образовании. Можно выделить целые риторические школы, реализующие различные методологии преподавания риторики:
  • Риторический центр развития личности «Златоуст», созданный при поддержке Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики группой ученых и преподавателей московских вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина). Руководитель образовательных программ Центра – доктор филологических наук, профессор В.И. Аннушкин, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, зав. кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина. Центр «Златоуст» проводит многочисленные курсы, тренинги, семинары по совершенствованию речевой культуры человека.
  • Московская педагогическая школа (МПГУ, кафедра риторики и культуры речи). Кафедра была открыта на филологическом факультете в 1988 году по инициативе профессора Т.А. Ладыженской. Таиса Алексеевна предложила новую концепцию риторики, как в исследовательском, так и в методическом плане. Это риторика для всех, поскольку любая сфера человеческого общения может быть осмыслена в риторическом аспекте. Благодаря усилиям ученых и педагогов этого направления риторика была восстановлена и развита как школьная дисциплина, создан ряд учебников по педагогической риторике с целью подготовки учителей-риторов.
  • Центр коммуникативных исследований Воронежского Государственного Университета, созданный в 2002 г. как межрегиональный центр координации исследований в области коммуникативной проблематики. Директор Центра - заслуженный деятель науки РФ, зам. председателя Российской риторической ассоциации, доктор филологических наук, профессор Иосиф Абрамович Стернин. Основные направления деятельности Центра: научные исследования в области современной коммуникации (межличностная, групповая, профессиональная, деловая, межкультурная, массовая, риторика); обучение эффективной коммуникации (практическая риторика, деловое общение, культура речи, коммуникативные тренинги);
  • Пермская школа риторики диалога. Основатель – руководитель Западно-Уральского учебно-научного центра, кандидат филологических наук Светлана Алексеевна Минеева. Этот центр рождался в начале 90-х годов XX столетия как объединение педагогов – новаторов с целью распространения и пропаганды риторики в нашей стране. Более 900 учителей из Перми, Челябинска, Екатеринбурга и других городов России прошли обучение в Школе риторики ЗУУНЦ и многие ведут риторику как предмет в школах и гимназиях. Одно из важнейших направлений ЗУУНЦ – риторизация учебных предметов и воспитательного процесса. 
   Существует методологическая проблематика современного риторического образования. Она может быть сформулирована в виде вопросов, относительно которых среди современных ученых идут споры и высказываются разноречивые мнения. Например: является ли риторика частной наукой, частным знанием, или ее проблематика распространяется на многие науки и является всеобщей?
   Так, В.И. Аннушкин отмечает, что «всеобщность риторики как науки/искусства речевого мастерства и речи как средства общения для постижения и выражения специальных знаний доказывается всеобщностью Слова как инструмента, применяемого для освоения всех областей знания. Эта классическая идея исходит от Платона и Аристотеля (риторика – «всеобщее знание», необходимое любому человеку, вступающему в речевой контакт и желающему «найти способы убеждения относительно каждого данного предмета»).
   «Подобная универсалия распространяется и на современное информационное общество, ибо владение эффективной речью требуется во всех областях деятельности. Особенно же востребованы наука и искусство убедительной и целесообразной речи в области гуманитарного знания, поскольку всякая интеллектуальная профессия связана с речевым мастерством. Распространяется данное положение и на школьное преподавание риторики, где риторика также является общеметодологической дисциплиной, обращение к которой или владение которой требуется любому специалисту-предметнику или школьнику (особенно гуманитарию) для того чтобы эффективно постигать и выражать изучаемые знания» [1].
  Таким образом, актуальность нашей работы определяется необходимостью создания условий реализации в школах основной образовательной программы, а также всеобщностью и востребованностью риторического образования в нашей жизни.
  Как риторическое образование может способствовать созданию условий реализации основной образовательной программы? Как организовать и осуществить риторическое образование детей и взрослых в условиях школы? Как наполнить нашу педагогическую деятельность риторическим содержанием?
  Поиск ответов на эти вопросы и составляют суть нашего проекта. Его цель: создание условий реализации основной образовательной программы через формирование риторических компетенций учащихся и педагогов. 
   Где могут быть сформированы риторические компетенции у школьника? В практике современного отечественного образования риторика существует как учебный предмет в рамках учебно-методического комплекта «Школа 2100» с начала 90-х годов. Авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской разработана программа, написаны учебники, созданы учебные пособия и методические рекомендации для преподавания в 1-11 классах.
   По мнению авторов «изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы)» [5].
  В целом, изучение риторики как предмета позволяет достичь результатов, которые «в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
  • на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
  • на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.» [5].
   Важность этого предмета, в частности для младших школьников, подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности федеральным стандартом.
   Однако ограничиться преподаванием курса «Риторики» для получения полноценного риторического образования учащихся, на наш взгляд, невозможно. Инновационным элементом в нашем проекте является процесс риторизации различных учебных предметов.
   Мы убедились на практике, что «овладение школьниками речевыми жанрами на уроках риторики… позволяет расширить рамки речемыслительной деятельности учащихся на других уроках…», а «сформированное на уроках риторики умение создавать высказывание в определенном жанре должно быть востребовано (и востребовано!) на других уроках» [3].
  При этом у школьников появляется возможность переносить свои риторические умения и компетенции в область иных учебных дисциплин. При этом «учеником должен быть освоен определенный, с учетом его возрастных возможностей, набор типов речи, текстов и речевых жанров. Если мы даем задание: «сформулируйте правила поведения разумного существа», то ребенок уже должен уметь формулировать правило вообще, т.е. иметь личный опыт такой деятельности. Это риторическое умение. Когда мы просим учащихся сравнить два каких-либо объекта, он должен это делать на основе освоенного им типа речи – сравнительного описания и т.д. [2].
  Согласитесь, подобные умения необходимы на любом учебном предмете. Риторические умения школьников, жанровое общение на уроке становятся, по сути, основой интеграции. Интеграция учебных дисциплин, метапредметность – ключевые идеи развития обучения в современной школе. Наш опыт дает нам право утверждать, что риторика позволяет обеспечить реализацию таких принципов современной дидактики как целостность и интеграция, а, следовательно, способствует осуществлению межпредметных связей и реализации идеи метапредметности.
  Начиная с 2007 года, мы с коллегами разрабатываем уроки различных дисциплин в начальной и основной школе в аспекте проблемы риторизации учебно-воспитательного процесса. Мы провели серию уроков по окружающему миру, литературному чтению, информатике в начальной школе; физике, краеведению и литературе в основной школе, а также занятия по новому учебному предмету "Основы православной культуры". Причем проводили уроки на разных классах, даже в разных школах, использовали различные УМК. Везде и всегда получали положительный результат, что говорит о  воспроизводимости опыта, т.е. технологичности.
  В чем суть технологии, которую мы применяем? В стандарте указывается, что для достижения результатов образования необходимо осуществить выбор педагогических технологий, например, технологий, основанных на создании учебных ситуаций. Как создать учебную ситуацию? 
  Мы сформулировали следующий тезис: «Всякая учебная ситуация есть ситуация речевая». С этим тезисом согласились и наши московские коллеги, с которыми мы встречались на конференциях и семинарах, в частности, Логвинова Ирина Михайловна, заместитель директора ИСИО РАО, Вахрушев Александр Александрович, член-корреспондент АПСН, кандидат биологических наук, доцент; Чиндилова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО РФ; Нечаева Наталья Васильевна, научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова.
  Если учебная ситуация есть ситуации речевая, то тогда ключевыми элементами в технологии являются: постановка коммуникативной задачи, адекватное использование речевых жанров. 
  На наш взгляд, использование технологий, основанных на создании учебных (речевых) ситуаций, риторизация учебных предметов, целенаправленное формирование и использование риторических умений школьников, определено создают условия реализации основной образовательной программы.
  Риторические умения не появляются сами собой, «этому ученика должны научить мы. Всегда ли учитель начальных классов (пойдем дальше, учитель физики, географии, биологии в основной школе) имеет четкое представление о структуре различных речевых жанров и типов текста? Сможет ли он поддержать ученика своей собственной риторической деятельностью? Вполне определенно существует проблема совершенствования базовых компетентностей педагога» [2].
  Значит, для создания условий реализации основной образовательной программы, необходимо формировать и совершенствовать риторические компетенции у педагога. Актуальность данной задачи подтверждается не только нашим личным опытом, но и теми тенденциями, которые мы можем наблюдать в сфере высшего профессионального педагогического образования. В учебные планы педагогических университетов стали включаться соответствующие курсы. Так, в Московском государственном педагогическом университете есть курс «Педагогическая риторика». Доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ З.И. Курцева считает: «Трудность профессии учителя в том и состоит, что почти каждое его действие, в том числе речевое, постоянно находится «под прицелом» учащихся. В содержание профессиональной подготовки педагога должен быть введен обязательный специальный предмет – педагогическая риторика, цель которого – формирование коммуникативной компетентности педагога на основе познания законов эффективного общения, описанных в исследованиях по общей и частной риторике. Необходимо формировать у студентов основные коммуникативно-речевые умения:
– ориентироваться в ситуации общения;
– анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;
– формулировать и реализовывать коммуникативное намерение;
– строить гармонизирующее общение, совершая адекватные коммуникативной ситуации речевые поступки;
– анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний;
– реализовывать созданное высказывание в речевой практике;
– адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи.
     Коммуникативно-речевые умения, связанные с умением строить конструктивный, гармонизирующий диалог, создавать атмосферу корректного и доброжелательного общения, умения публично выступать, владеть нормами современного литературного языка и пр. могут быть сформированы лишь в том случае, если работа в этом направлении будет вестись в системе» [4].
    Задача совершенствования коммуникативных (риторических) компетенций педагога актуальна и для школ. Вот поэтому в июне 2007 года образовалась творческая группа учителей, которая получила название «Лаборатория риторики и диалога культур» (основатели: Денисов Александр Михайлович, Тайницкая Вера Викторовна).
   Часть материалов, полученных нами, мы публикаем на этом сайте в разделах "Статьи", "Методические материалы" и др.
   Надеемся, что в свете современных тенденций развития образования наш опыт по формированию риторических компетенций школьников и педагогов, может быть востребован учителями образовательных учреждений района, города, области.

Литература
  1. Аннушкин В.И. Спорные вопросы риторического образования //Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под. ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010.
  2. Денисов А.М., Тайницкая В.В. Использование риторических приемов при формировании УДД на уроках "Окружающего мира"//Риторика диалога: развитие субъектности: содержание и практики. Материалы XVII научно-практической конференции. 31 октября 2009 года./Под ред. Минеевой С.А. - Пермь:ЗУУНЦ, 2009. С. 20-24.
  3. Денисов А.М., Тайницкая В.В. Риторическая деятельность школьников как условие их успешного обучения// Материалы международной научно-практической конференции «Современные подходы к построению и реализации системы непрерывного образования». Издательство ЧГПУ, ноябрь 2007 г.
  4. Курцева З.И. Профессиональное развитие личности в системе риторического образования//Начальная школа. Плюс до и после. №6. 2008.
  5. Программа «Риторика» (для четырехлетней начальной школы)/Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. – Образовательная система «Школа 2100». http://www.school2100.ru/uroki/elementary/rit.php

Программы, которые используют учителя, сотрудничающие с Лабораторией.