Четверг, 28.03.2024, 16:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

О наших былинах

Денисов А.М., Байрамова Н.Н.
 
О «Наших былинах» и преемственности национального воспитательного идеала
 
   «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности…» определяет характер современного национального воспитательного идеала, одной из черт которого является «преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох».
    «В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия…» [1, с.10].
   В этом контексте наше обращение к примерам из истории и литературы, в частности, к русским былинам – закономерно. В октябре 2010 года мы реализовали проект «Наши былины». Его итогами стали сборник авторских (риторических) текстов семиклассников нашей школы, публикация материалов на сайте «Лаборатория риторики и диалога культур», праздник «Богатырский поединок», проведенный по правилам известной интеллектуальной игры «Русский мир».
   Основную идею, которую мы хотели донести до школьников, можно выразить словами Иоанна Кронштадтского: «богатырство на Руси представляло собой особый вид церковного (а возможно, даже иноческого) служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры» [2].
   В данной статье мы хотим представить фрагменты внеучебного занятия «Былинный богатырь Евгений Родионов», проведенного в рамках проекта.
  • Актуализация знаний учащихся о былинах (на основе  уроков литературы по данной теме). Чем различаются былины? (героями, событиями, временем, местом). А что объединяет все былины? (Это песни о богатырях… Они прославляют героев, которые совершили свои подвиги во имя покоя и благополучия Руси, сражались «за веру и Отечество»… используются одни и те же художественные средства…).
  • Создание учебной ситуации. Герои былин имеют реальные прототипы. Жили они, видимо, в X-XV веках. Скажите, кого вы можете назвать героем нашего времени? За что и почему?
Комментарий. Вопрос обычно ставит учащихся в затруднительное положение. Для учащихся становится непонятным собственно «что говорить» (понятие «герой» слабо определено в сознании современных семиклассников). Далее мы используем рекомендации риторического канона к созданию размышления на основе сравнительного описания.
 
Мы хотим  показать фильм - историю одного человека, нашего современника. Эту историю рассказала автор фильма Ольга Дубова.
  • Демонстрация фильма Ольги Дубовой «Честь имею» (часть о Евгении Родионове). Если у учителя нет диска с фильмом, можно рассказать о подвиге воина. Примечание. Евгений Родионов – один из героев чеченской кампании. Материалы о нем можно найти в Интернете.
  • Обсуждение фильма, высказывание мнений учащимися. После просмотра фильма учащимся предлагается задание: составьте (в группе) сравнительное описание героев русских былин и героя фильма с целью найти сходство между ними. Сделайте вывод. Представьте свои размышления одноклассникам в устном высказывании.
Дополнительный (фронтальный) вопрос: Как чтят сегодня имя Евгения Родионова в мире?
 
Комментарий. Учащиеся однозначно причисляют Евгения Родионова к героям, обосновывают свое мнение, сравнивая его с былинными героями. Рассказать о таком герое можно не только при помощи фильма, но посредством былины. Поэтому легко определяется цель дальнейшей деятельности – создать - риторический текст - былину о русском воине Евгении Родионове и собственно формулируется тема урока – «Былинный герой Евгений Родионов».
  • Работа в группах.
В каждой былине есть следующие части:
1. Зачин (может быть указано время, место; представлен герой).
2. История героя до главного события его жизни.
3. Подвиг героя (кульминация).
4.Похвала герою (прославление).
5. Размышление о герое, о Руси (концовка).
   Поэтому  создаем пять групп. Каждая группа работает над созданием отдельной части, используя при необходимости речевые опоры. Речевая опора, составленная учителем, помогает согласовать отдельные части былины (концовка фрагмента предыдущей группы должна сочетаться с началом следующего фрагмента).
  Ребята договариваются, как они будут представлять результаты работы. Учитель консультирует группы.
  • Представление результатов работы. Выразительное исполнение частей былины. Части читаются последовательно, и получается целая (коллективная) былина.
Комментарий. На наших уроках получались очень цельные, интересные тексты, вызывавшие неизменно положительный эмоциональный отклик учащихся. Необходимо заметить, что в ходе урока мы подчеркивали мысль о необходимости уважительного отношения к другим религиям и народам. Это находило полное понимание семиклассников, что и отразилось в созданных ими на уроках и дома текстах.
  • Творческое домашнее задание. Написать фрагмент былины (былину). Героя выберите сами.
   По итогам домашнего задания был создан сборник авторских текстов «Наши былины», большинство из которых посвящены Евгению Родионову. В него вошли 12 лучших текстов пятнадцати авторов. В былинах, созданных семиклассниками, не только воссозданы особенности жанра (сюжет, композиция, зачины и концовки, художественные средства – гиперболы, повторы, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.д.), но и передан тот мощный дух, который всегда укреплял чувство долга, мужество, достоинство, воспитывал в отроках любовь к родной земле, звал на подвиг во славу Отечества.
   Нам было интересно при реализации проекта понять, насколько национальные нравственные идеалы средневековой Руси близки современным школьникам. Оказалось, что близки, понятны, принимаемы. Произошел своеобразный диалог современных школьников с культурой средневековой Руси.
 
 Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
2. Иоанн Кронштадтский. Духовные основы Русского богатырства.