Суббота, 18.11.2017, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М., Тайницкая В.В. Риторический вопрос.

В школах начинается переход на новые стандарты начального общего образования. Появление новых стандартов диктовалось, в частности, «возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации».

Специалисты отмечают низкий уровень коммуникативной компетентности современных детей. Это находит свое «отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества». Поэтому возникает необходимость формирования у школьников умений «сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему».

В определенном смысле стандарт –  это образ того, что мы ожидаем получить, имея для этого те или иные ресурсы и условия. Но хотелось бы не о ресурсах и не об условиях. Хотелось бы сказать о ребенке, о детях, пришедших сегодня в школу, взявших в руки новые учебники и рабочие тетради.

В.Т. Выхожу на перемену. Мои первоклашки носятся по коридору, толкают друг друга, чуть ли не вдавливая в стену одноклассников, катаются по полу, подминая под себя всех и вся. Пробежал Саша, ущипнул Настю. Та вскрикнула. Спрашиваю Сашу: «Ты что делаешь?» «Играю». Настя об этом не знает. Обижается.

Мои нынешние первоклассники существенно отличаются от тех, кого я учила восемь, или двенадцать лет назад. Они более информированы, нередко демонстрируют владение лексикой взрослого человека, не задумываясь о смысле и значении сказанного. Пришедшая раньше всех в класс Аня, опуская стулья с парт, произносит: «Мужики еще не пришли». Даже не смотрит в мою сторону –  «уместно ли это выражение».

Каждому добропорядочному родителю хочется, чтобы его ребенок добился успехов в учебе. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, определяя их на разного рода курсы раннего развития. При этом  до 30% первоклассников приходят в школу с общими нарушениями речи. Парадокс?

По мнению психолога Н.В. Коптевой, на разных этапах развития личности источниками качественного обогащения речи ребенка являются «близкие взрослые, в целом окружение; речевая среда; тексты, с которыми встречается человек; способы, которыми он овладевает или обучается и т.д.».

Но современные родители часто сами не умеют разговаривать. Со своими детьми тоже. Да и не хватает у взрослых времени на ребенка. Общение в семье сводится к нескольким дежурным вопросам и указаниям: «Иди ешь!», «Замолчи!», «Уроки сделал?». Причем часто ответов на вопросы не требуется. Взрослый их просто не слышит. Занят. Родители перестают читать детям вслух: «Читай сам!». Традиции семейного чтения в обществе значительно ослабли. Вместе с этим исчезла богатая почва для глубинного онтологического общения с близкими. Опыт слушателя и рассказчика должен формироваться в семье. Приходят без опыта, не владея необходимыми для своего возраста речевыми жанрами.

Т.В. Урок в первом классе. Спрашиваю: Кто помнит сказку «Теремок»? Тишина. Никто. Напоминаю сюжет. Ага, кажется, слышали ее раньше. Но пересказать ее могут два-три человека из класса, и то без воспроизведения характерной «сказочной» интонации.

Мы наблюдаем, как прерывается опыт передачи игр младшим детям от более старших.

Т.В. Раньше мы, что говориться и день, и ночь пропадали во дворе. Помню, старшие девочки (старше-то были всего года на два-три) очень трогательно относились к нам, малышкам: учили пеленать кукол, строить куличики из песка, помогали прятаться, когда играли «в прятки», учили делать «секретики» в укромных местах, рассказывали разные интересные истории.

Увы, но дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость. А если такие компании есть, то родители боятся отпускать своих детей со старшими в силу понятных причин.

Современный ребенок лишен возможности увидеть реальные модели общения. Стоящий за стойкой сотрудник «Макдоналдса» исполняет роль робота: его лексика ограничена стандартными фразами. Даже с продавцом в магазине порой не поговоришь: живых людей вытесняют терминалы. Большое место в общении ребенка занимает виртуальное общение (с компьютером, сотовым телефоном).

Современные дети не умеют играть вместе, или играют очень мало, а значит, не умеют общаться со сверстниками. Их речь лишена эмоциональной насыщенности, отличается бедностью интонаций и лексики. От них трудно дождаться разных выражений оттенков эмоций от бурной радости до бурного негодования. Зато капризов хоть отбавляй. Детские капризы, говорят психологи, - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребенком, значит игнорировать значительную часть его действительных потребностей. Как же читать эти послания?

Дошкольные учреждения, увы, не всегда могут спасти положение в силу разных причин: организационных, методических, финансовых, наконец.

Это реальность нашего времени.

Вот так. Ни сверстников, ни взрослых. Ни высказаться самому, ни поуправлять действиями другого, ни эмоции свои выразить словом. Ребенок одинок. Наедине с целым миром. Скажите: нет?

А.Д. Каждый раз первого сентября на торжественных линейках фотографирую первоклашек. Последние два года с трудом нахожу улыбающиеся лица. Дети разучились смеяться и улыбаться! Объектив фотоаппарата выхватывает в толпе хмурые лица и испуганные глаза. Глаза, полные одиночества.

Нынешний первоклассник индивидуализирован и прагматичен. Его мало интересует мир соседа, одноклассника. А еще он плохо ориентируется в пространстве и во времени. Он начинает отдыхать ровно с того мгновения, как почувствует усталость. Не ощущает дефицита времени. Ему не нужно успеть сделать что-то: «А зачем мне это надо?». Через десять минут после начала урока он уже не воспринимает то, что предлагает ему учитель. И физически он слабее сверстников из прошлого века, а учеба требует порой немалого напряжения.  Нередко мы встречаем первоклассников, имеющих скрытые претензии на лидерство, которые им никак не удается реализовать. Как они решают проблемы в общении? Способны ли это сделать самостоятельно, т.е. проявить свою компетентность?

Серьезные детские проблемы. Их надо учитывать учителю, чтобы помочь ребенку преодолеть его одиночество. Полагаете, это просто? Один из героев Ремарка воскликнул: «Вам хорошо, вы одиноки!». Может быть и им (нашим детям) хорошо? Они не имеют мотива к преодолению трудностей и не готовы их преодолевать. И что делать? Пожалуй, точного и подробного ответа на этот вопрос сегодня нет.

    Думаем, не случайно в стандартах второго поколения рекомендуется осуществлять учебный процесс на основе учебных ситуаций. Даже приводятся примеры таких ситуаций. Однако при проектировании учебного процесса учителю необходимо определить эффективный способ организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся) и спрогнозировать возможные действия детей. Вот тут и возникает проблема: наши проверенные опытом приемы и методы вдруг перестают работать. Ученик не втягивается в учебную ситуацию. У него нет мотива, терпения, здоровья, полноценного опыта общения. Где выход из такого положения?

    Разработчики стандартов указывают на недостаточность «методической проработанности проблемы создания на уроке учебной ситуации, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию», на необходимость «аранжировки» учебной задачи, т.е. постановки задачи в такие условия, которые бы «провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения».

    По-нашему мнению, выход есть: учебную ситуацию (вне зависимости от возраста детей, характера учебного предмета, содержания учебного материала) нужно всегда рассматривать как ситуацию речевую. Речевая ситуация – это ситуация, в которой у ее участников возникает мотив к собственному высказыванию по поводу предмета обсуждения, или как отклик на чужое высказывание. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. В этом случае ребенок получает возможность эффективно общаться со сверстниками и учителем по определенной речевой модели, используя различные речевые жанры.  

   Такой подход к организации учебного процесса является по сути риторическим. Уже более пятнадцати лет существует курс «Школьная риторика», разработанный на кафедре русского языка и литературы МПГУ под руководством профессора Т.А. Ладыженской. Авторским коллективом разработана программа, методы и приемы преподавания с 1 по 11 классы, созданы и опубликованы школьные учебники и методические рекомендации к ним.

         Но, к сожалению, за эти годы риторика не стала фактом школьной жизни. Учителя-филологи относятся к ней настороженно, с предубеждением. Либо в силу исторических причин, либо в силу собственной неподготовленности и непонимания важности риторики для ребенка.

         Мы уверены, что все же риторика имеет будущее. В этом нас убеждает опыт московских коллег, результаты деятельности пермской школы риторики под руководством кандидата филологических наук С.А. Минеевой. Важно также, что предмет «Детская риторика» (автор Т.А. Ладыженская) рекомендован разработчиками новых стандартов, как факультативный курс в начальной школе.

         Обращаем внимание читателей на то, что главным продуктом речевой ситуации является адресное высказывание. Не всякая ситуация общения на уроке порождает такое высказывание. Практика показывает, что учащиеся в начальной школе, а затем и в основной, далеко не всегда задумываются о том, кто будет читать или слушать созданный ими письменный или устный текст. Они очень редко используют средства адресации (обращения, прямой призыв к вниманию, глаголы в повелительном наклонении, например, заметьте, согласитесь и другие). В некоторых случаях в качестве слушателя учащиеся представляют учителя вообще, но не конкретного человека, а в присутствующих одноклассниках видят не аудиторию, а лишь некую массу.

         Возможно ли иначе?

Вот фрагмент ответа ученика, типичный для большинства наших занятий:

«Дорогие друзья! Я хочу вам рассказать о значении и строении пищеварительной системы человека. Она состоит… Можно сделать вывод, что без пищеварительной системы организм  человека не смог бы существовать и развиваться. Берегите свою пищеварительную систему!».

         Обращение к одноклассникам позволяет сразу привлечь внимание слушателей. Они становятся готовы в ответной реплике, готовы дать оценку сказанному. Возникает речевая ситуация. Рассказчик перестает быть одиноким.

         Наш собственный опыт показывает, что возможности риторики гораздо шире, не укладываются в рамки учебного предмета. Согласно новым стандартам образования необходимым условием саморазвития и самореализации школьников является формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. Формирование коммуникативных учебных действий, на наш взгляд, является ключевым моментом в процессе обучения. Ведь различные речевые жанры и типы текстов: пересказ, инструкция, размышление, сравнительное описание и другие используются в любых учебных дисциплинах. Но часто школьники не могут изложить информацию в соответствующих ситуации жанрах и типах текстов, а учителя недоумевают, жалуются на ученика: «он может, но ленится». Не может. Мы сами не поддерживаем ребенка собственной риторической деятельностью, которая обеспечивает полноценное общение с учеником. Оставляем ученика наедине с учебным материалом, с текстом учебника, который он, в лучшем случае, вызубрит, не вложив в него своего собственного «я». Учебный материал так и останется для ребенка текстом учебника, а не приобретенным и освоенным опытом. Как же потом школьник сможет применить его на практике при решении учебной или жизненной задачи? Вот здесь риторика играет важнейшую роль.

         В своей практике при организации образовательного процесса и во взаимодействии учителя и учащегося мы целенаправленно создаем речевые ситуации не только на уроках риторики, но на любых занятиях вне зависимости от предметного содержания. Общение на уроке всякий раз становится жанровым. Такой подход позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий.

         Например, эффективное формирование познавательных учебных действий в 3-4 классе можно использовать жанр интервью.

         3 класс. Урок окружающего мира «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся» (УМК «Школа 2100»). Риторическая игра «Интервью». Каждая группа получает материал для изучения определенного класса животных. Учебная задача: подготовить описание или портрет этого вида животных. Затем группы обмениваются портретами, по полученным описаниям составляют вопросы для интервью у представителей этого класса животных. При выполнении этой работы, ребята работают с информацией, содержащейся в учебнике, с дополнительной литературой, с информацией, представленной одноклассниками, обрабатывают ее и предъявляют окружающим в виде собственных высказываний.

         Возможно, читатель возразит: в реальной жизни мы не берем интервью у животных и героев сказок. Однако, навыки, приобретенные в игре, учащиеся используют  и  в жизни.

Редакция школьной газеты поручила нашим четвероклассникам, взять интервью у директора  и у детей, обучающихся в нашей школе. Учащиеся подготовились к интервью, как говорится, со знанием дела: придумали вопросы, ответы на которые будут интересны окружающим, а затем уверенно держались в диалоге с интервьюированными. Некоторые из ребят в сложной для них ситуации общения добивались нужной информации. Они задавали уточняющие и дополнительные вопросы уже во время встречи, т.е. ориентировались «на ходу», а ведь интервью брали у администрации школы и старшеклассников!

         А вот при формировании регулятивных учебных действий учащихся целесообразно использовать речевой жанр инструкция. Представление об этой жанровой модели наши школьники получают в третьем классе на уроках риторики. При выполнении практических работ на уроках окружающего мира и технологии дети учатся действовать по инструкциям, а затем и сами их составлять.

         3 класс. Заключительный обобщающий урок окружающего мира. «Обитатели челябинского зоопарка». Урок проходит на территории зоопарка. Перед учащимися задача: составить описание групп животных, которые живут в нашем зоопарке, а именно: парнокопытных, хищных птиц и млекопитающих, пресмыкающихся. Для выполнения задания дети самостоятельно составляют инструкцию деятельности своей группы. По этой инструкции работают первую половину занятия, а после перерыва проводят своеобразную экскурсию по зоопарку, представляя своим одноклассникам изученную группу животных. Занятие становится реальной ситуацией общения. Таким образом, использование речевого жанра приобретает  практическое значение.

         В дальнейшем появляется возможность  использовать более сложные речевые жанры и типы текстов, которые вбирают в себя ранее освоенные модели. Они становятся основой интеграции следующих учебных предметов: «Риторика», «Окружающий мир», «Введение в историю и обществознание», «Литературное чтение», «Информатика».     

         В практике обучения мы уделяем большое внимание не только содержательной стороне ответов, но и построению текста в соответствии с заданным жанром, на речевую манеру отвечающего. Оценивая ответы одноклассников, школьники используют комплименты и советы, так называемые сопутствующие в этом случае жанры. Таким образом, на уроках создается естественная речевая среда, обогащающая коммуникативный опыт учащихся.

Мы убеждены, что существующее противоречие между требованиями стандарта образования к уровню сформированности общеучебных коммуникативных умений и реальной  коммуникативной компетентностью выпускников, может быть решено риторическими средствами. Внедрение новых стандартов выдвигает также требования к компетентности педагогов, способных пользоваться этими средствами как эффективным инструментом обучения учащихся.

Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (10.10.2009)
Просмотров: 1186 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Эрих Фромм http://rfhuj.ucoz.ru/index/ehrikh_fromm/0-32 указаны три способа, как люди относятся: (1) подача заявки на участие, (2) сила, и (3) любовь. Фромм предположил, что те, кто был склонен к подчинению власти и склонны к развитию симбиотические отношения, или созависимости, который ингибирует личного и психологического здоровья. По словам Фромма, любовь-это только средство здорового родство. Библия поощряет здоровый баланс всех трех аспектов, показывая представления и силы, чтобы быть интегрированными компонентами в пределах отношений, например, с Богом см. Иакова 4:7 друг с другом , см. Ефесянам 5:21-33. Кроме того, Бог признал нашу потребность родства“, - сказал Господь Бог : " не хорошо человеку быть одному...’” (Бытие 2:18, Новая Международная Версия). http://rfhuj.ucoz.ru/

1  
К сожалению, ничем не могу помочь, но уверен, что Вы найдёте правильное решение.

Имя *:
Email *:
Код *: