Воскресенье, 18.11.2018, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М., Тайницкая В.В. Научить читать родителей
Новые стандарты образования рассматриваются как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, а значит, их реализация возможна при глубоком сотрудничестве между всеми участниками образовательного процесса.
 
  На чем может быть основано такое сотрудничество между семьей и школой? Очевидно, на каких-то традициях. И одна из них – семейное чтение.
 В.Т. Помню, как читал мне папа. Это был настоящий Театр одного актера! Он умело передавал интонацию, тембр и даже мимику каждого героя произведения. Десятилетняя девочка, сидя на диване поджав под себя ноги, видела перед собой и старика Хабибуллу, и деда Щукаря, и Ноздрева, и Коробочку. Папа умел заразить своим азартом, и я, выхватывая из его рук книгу, продолжала читать текст вслух, подражая любимому «артисту». Так я училась ощущать прелесть Слова, открывать тайный его смысл. Может быть, поэтому я очень люблю вечера семейного чтения в своем классе.
   Почему мы вдруг заговорили о вечерах семейного чтения в школе? Об утрате традиции семейного чтения, и о причинах этого явления написано много. Есть немало рекомендаций родителям, как, что и когда читать со своими детьми. Пользуются ими немногие. Что мешает родителям поддерживать традицию? Бесконечная занятость, дефицит времени?
  Главная причина в ином. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное знакомство с произведением, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно, способствует формированию талантливого читателя. Увы, на сегодняшний день немногие семьи являются средой, стимулирующей чтение ребенка.
  А.Д. Моя коллега задала студентам – вечерникам читать текст на занятиях. Одна молодая дама возмутилась: «Зачем? Я вообще ничего никогда не читаю». «А как же вы детям своим сказки рассказываете?», - спросил преподаватель. «Так это папа всегда делает, а я за всю жизнь только одну книжку прочитала – «Колобок».
   В.Т. Задаю вопрос родителям: «Что вы читаете сейчас?». Отвечают едва ли половина из них. Остальные ссылаются на занятость. Статистика выглядит следующим образом: специальную литературу по работе – 30%, журналы – 50%. Некоторые мамы увлекаются легкими детективами.
   В школу пришло поколение родителей, которые мало читают или не читают вообще, а уж с детьми и подавно. Книга перестает быть темой для разговора отцов и детей. Многие современные родители не обладают соответствующими компетентностями: читательскими, коммуникативными.
  Учитывая сложившиеся обстоятельства, сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей. Следовательно, возрождение, развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Семье при формировании ребенка-читателя требуется сотрудничество со школой.
  В рамках пропагандируемого нами риторического образования, мы реализуем проект, целью которого является разработка модели проведения вечеров семейного чтения, способствующей наиболее эффективному формированию ребенка-читателя в условиях начальной школы. Необходимость реализации проекта в данной форме исходит из следующих положений:
  •  Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, и побудительным стимулом этого разговора является совместное прочтение произведения литературы.
  •  Родителям не хватает знаний и коммуникативных умений реализовать весь воспитательный и образовательный потенциал семейного чтения.
  • На помощь должны прийти педагоги, чья профессиональная компетентность соответствует основным задачам проекта.
На первом (подготовительно-моделирующем) этапе проекта педагоги готовят необходимые информационные ресурсы: список детской литературы, материалы, сопутствующие подготовке участников процесса (тексты литературных произведений, сведения об авторах и т.п.). В.Т. Каждый раз мучительно думаю, какое произведение подобрать для детей и их родителей. В первую очередь для родителей. Нельзя забывать, что передо мной взрослые люди. Книга должна пробудить их естественное желание думать, обсуждать, общаться. Здесь важно избежать назидательности, дидактичности в сюжете. Произведение должно стать открытием для них, и проводником в детский мир. И еще. Важен индивидуальный подход. Коллектив родителей одного класса совсем не похож на коллектив родителей другого, а значит, то, что представляет ценность для одних, не всегда ценится другими. И (уж простите, дорогие родители) уровень развития вашей личности тоже играет не последнюю роль в этом вопросе.
   Первый этап целесообразно начинать во второй четверти первого класса, поскольку к этому времени дети и родители уже адаптируются к требованиям школы, приобретают опыт внеклассного чтения, опыт сотрудничества с педагогами. Заканчивается этап проведением мастер – класса для родителей, на котором моделируются ситуации, характерные для вечеров семейного чтения, затем проводится лекция по проблемам речевого и психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  В.Т. Как реагируют взрослые на мое предложение провести самым необычным образом родительское собрание? Родительское собрание в виде мастер – класса? По-разному. Восторг: «Здорово!». Скепсис: «Ну, что она еще придумала? Зачем?».
  Мастер – класс для родителей – явление уникальное для школы. Ведь результат любого настоящего мастер – класса – приобретение его участниками определенных умений и желания: «я хочу это повторить», «я тоже сделаю так». Не с этого ли начинается сотрудничество семьи и школы?
  В.Т. Мастер – класс закончен. Ко мне подходят мои взрослые «ученики»: - Я хочу снова перечитать это произведение. - Получила настоящее удовольствие, как будто снова вернулась в детство. Как-то одна бабушка сказала: "Если бы меня кто-нибудь научил так читать книги, я бы совсем по-другому читала их своим детям. Я бы их по-другому воспитывала».
    Мы, взрослые, разучились читать, размышлять над судьбами и поступками героев книг, сочувствовать им. Начинаем этому учиться. Вместе. Бабушки и дедушки, мамы и папы, дети и педагоги. Начинается второй этап проекта (практический), на котором организуются и проводятся вечера семейного чтения. И этот, второй, длится до окончания учащимися начальной школы.
    Опыт проведения вечеров семейного чтения позволил выработать некую структуру (модель) их проведения:
1. Предварительное чтение выбранного произведения дома родителями и детьми. Риторически грамотно построенная педагогами деятельность способствует мотивации родителей. Они находят в себе силы и желание отодвинуть все «важные» дела в сторону, взять с полки книгу и сесть рядом с ребенком.
2. Чтение произведения или его отрывков вслух взрослыми на вечере.
3. Групповая работа – представление основных линий сюжета, представление героев, решение проблемных вопросов: взаимоотношение героев, их реакция на сложные жизненные ситуации. На этом этапе детьми и взрослыми решается риторическая задача: построить высказывание, цель которого – сообщить информацию.
4. Фронтальная работа – выявление ценности художественного произведения для жизни семьи (детей и взрослых) – разговор родителей с детьми о нравственных проблемах, затронутых в художественном произведении. Здесь участниками вечера решается риторическая задача: построить высказывание с целью поделиться мыслями и чувствами по поводу прочитанного.
5. Совместная деятельность взрослых и детей в группе. Предъявление результата работы группы участникам вечера. Характер и род деятельности на завершающем этапе вечера не являются случайными. Они напрямую связаны с теми нравственными выводами и эстетическими представлениями, которые получили участники при чтении и обсуждении художественного произведения. Так может родиться праздник, который проводится «здесь и сейчас», или план какой-либо новой совместной проектной деятельности. Риторическая задача этого этапа - побудить к действию.
   Для нас важно, что общение на вечерах семейного чтения носит ярко выраженный жанровый характер. Дети и взрослые совершенствуют свои риторические умения, которые реализуют дома в кругу семьи, в общении друг с другом. В этом смысле вечера семейного чтения можно рассматривать как саморазвивающуюся риторическую ситуацию, «которая реализуется средствами риторической деятельности и организуется по типу проекта, совместно разрабатываемого и выполняемого субъектами образовательной деятельности». Это ситуация, в которой члены одной семьи поддерживают друг друга в развитии собственных навыков чтения. Ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и рассказывания историй. Создание таких ситуаций – важнейшая профессиональная компетентность современного педагога. Как можно оценить наши усилия, которые мы затрачиваем? Наш профессионализм, наконец?
  В.Т. Заканчивается вечер. Все расходятся по домам. Вдохновленные, иногда восторженные. Повзрослевшие. Это я точно знаю. Подходят, прощаются: «Совсем по-другому посмотрела на своего ребенка», «Знаете, мы теперь часто читаем вместе с сыном одну и ту же книгу, обсуждаем. Оказывается, нас волнует одно и то же, только, может быть, с разных точек зрения, даже спорим иногда».
   Совместные семейные чтения любимых, а потом и необходимых книг, с последующим обсуждением, с рисунками-иллюстрациями, поделками, которые можно сделать всей семьей - эти и другие приемы несложны, но реальны. А главное - ребенок чувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и понимает, что он любим. А объединила семью - книга. Книга, прочитанная вместе. Дома и в школе.
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (14.11.2009)
Просмотров: 608 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: