Суббота, 21.10.2017, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М. О кипучем молоке, риторике и федеральных стандартах
Уважаемые участники всероссийской конференции!

  Перед нами стоит самая необычная задача за последнее время. Помните, как некий молодец Иван в котел с кипучим молоком прыгнул? «Три раза от края до края проплыл. Вышел на свет живой, невредимый. И так хорош был, а теперь совсем красавцем стал: кровь с молоком».
   Ну, так это Иван, да и конь у него волшебный был в помощниках. Вот бы и нашим учителям да таких помощников.
  Федеральные государственные образовательные стандарты, пожалуй, покруче «кипучего молока» будут. Таят они в себе загадку, да такую, что сами разработчики стандартов не ведают про нее, или лукавят, что не ведают. Да это их дело, ведь сами-то стандарты на хорошую основу положены.
  Основная цель образования в начальной школе – формировать универсальные учебные действия. Разработчики говорят: «Вы все это делаете…». Может быть. Только теперь это – главное, а не между прочим совершаемое.
  И вот тут-то оказывается, что не всегда можем мы побудить школьника к действию словом учительским. Разве что сурово и требовательно. Понимаете, какие речевые жанры используем?
  Вот готовимся с учителем вместе к уроку. Спрашиваю: «А как вы вопрос поставите, чтобы ученик начал действовать?». Задумывается. Оказывается, как трудно правильно поставить такой вопрос!
   За этим частным (но типичным) случаем – одна из самых существенных проблем внедрения и реализации федеральных стандартов. Проблема совершенствования базовых педагогических компетенций, в частности, коммуникативных.
   Почему нужно выделить именно коммуникативные компетенции? Да потому что весь процесс обучения на общении основан.
  По нашему убеждению одной из проблем современного урока является недостаточное осмысление учителем собственных коммуникативных намерений, которые реализуются через определенные установки, даваемые учащимся, и постановку учебных задач. Коммуникативное намерение учителя напрямую связано с формой его общения с учащимися на уроке. Оно выражает стремление услышать высказывание учащегося в определенном жанре.
   Другими словами, деятельность учителя и учащегося должна быть организована риторически. Ведь предметом риторики являются речевые жанры и тексты, а целью – эффективное общение.
  Наш педагогический опыт позволяет нам сделать такой вывод: учеником должен быть освоен определенный, с учетом его возрастных возможностей, набор типов речи, текстов и речевых жанров. Если мы даем задание: «сформулируйте правила поведения разумного существа», то ребенок уже должен уметь формулировать правило вообще, т.е. иметь личный опыт такой деятельности. Это риторическое умение. Когда мы просим учащихся сравнить два каких-либо объекта, он должен это делать на основе освоенного им типа речи – сравнительного описания.
   Эти умения не приходят сами собой, этому ученика должны научить мы. Но всегда ли учитель начальных классов (пойдем дальше, учитель физики, географии, биологии в основной школе) имеет четкое представление о структуре различных речевых жанров и типов текста? Сможет ли он поддержать ученика своей собственной риторической деятельностью? Вот потому вполне определенно существует проблема совершенствования базовых компетентностей педагога. Особенно в области коммуникативной компетентности.
   Часть педагогов думают, что если они возьмут в руки новые учебно-методические комплекты (будь то «Перспектива», или «Перспективная начальная школа»), то и проблем не будет. Учебники выстроены, и в методических пособиях прописано, какие вопросы да задания задавать.
   Хорошо. Начинаем вместе с учителем анализировать урок, выстроенный тютелька в тютельку с методическими рекомендациями. Смыслы искать в действиях учителя да ученика. Обнаруживаем массу пробелов да недочетов. Учитель соглашается, и снова задумывается. Как сказочный Иван, перед тем как в котел прыгнуть.
  Да, сегодня при творческом подходе можно использовать любой УМК для формирования универсальных учебных действий. Однако во всех случаях от учителя требуется высокая коммуникативная компетентность и элементарная риторическая подготовка.
    Конечно, наши учителя и так хороши, да ведь хочется чтоб… «кровь с молоком». Поэтому использование риторических приемов и средств в образовательном процессе должно стать одним из важнейших направлений инновационной деятельности педагогов. Это позволит учителю овладеть инструментом для формирования у школьников не только коммуникативных, но и регулятивных, познавательных, личностных универсальных учебных действий.
  Требуется создание системы непрерывного образования, развивающей соответствующие компетенции педагогов. Одним из звеньев такой системы могут быть внутришкольные (или межшкольные) проблемные лаборатории как наиболее эффективная форма повышения профессиональных качеств педагогических работников.
   Вот мы с коллегами создали такую лабораторию еще в 2007 году. К числу основных задач ее деятельности относим:
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов через систему семинаров и мастер – классов;
  • Оказание практической помощи педагогам в разработке и проведении учебных занятий, моделировании уроков и учебных (речевых) ситуаций, организации внеурочной деятельности.

  Мы работаем с разными педагогами, как начальной, так и средней школы. Помогаем подготовиться коллегам к профессиональным конкурсам (неизменно наши «ученики» оказываются победителями или призерами районных конкурсов «Учитель года»), выступаем на семинарах и конференциях, готовим публикации. И даже сайт свой собственный завели.
  Предлагали поделиться опытом и через систему профессиональной переподготовки педагогических кадров на уровне города и области. Все кивают: да, это нужно, но…. Но воз и ныне там. Все ответственные структуры заняты собственной реорганизацией, т.е. собой собственно.
  А может и хорошо это. У нас есть возможность оставаться практиками, наслаждаться общением с детьми, делиться опытом с коллегами в своих школах.
  А может и плохо. Где ж тогда учителю нашему взять коня волшебного, да не свариться в «кипучем молоке» федеральных стандартов?
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Успехов вам в вашей работе!



Источник: http://www.openclass.ru/stories/169894
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.02.2011)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: