Суббота, 21.10.2017, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Тайницкая В.В. Использование различных типов текстов и речевых жанров при формировании универсальных учебных действий

Согласно новым стандартам образования формирование универсальных учебных действий является необходимым условием саморазвития и самореализации школьников. Различают следующие типы универсальных учебных действий:

·        Коммуникативные

·        Регулятивные

·        Познавательные

         Представляется, что эффективному формированию различных видов универсальных учебных действий способствует использование определенных типов текстов и речевых жанров.

Формирование коммуникативных учебных действий, на наш взгляд, является ключевым моментом в процессе обучения.  Известно, что развитие коммуникативной компетентности учащихся может реализовываться лишь в ситуации общения, точнее, в речевой ситуации.  Главным продуктом речевой ситуации является адресное высказывание. Однако, не всякая ситуация общения на уроке порождает такое высказывание. Важнейшим условием участия  ребенка в речевой ситуации является осознанное владение речевым жанром. Необходимо дидактически точно определить эффективность применения того или иного жанра в различных ситуациях общения, частотность его использования, способы введения в контекст урока.

При формировании регулятивных учебных действий учащихся целесообразно использовать речевой жанр инструкция. Представление об этой жанровой модели наши школьники получили в третьем классе на уроках риторики. При выполнении практических работ на уроках окружающего мира и технологии дети учились действовать по инструкциям, а затем и сами их составляли.

Заключительным обобщающим уроком окружающего мира в третьем классе стал урок «Обитатели челябинского зоопарка». Он проходил в реальных условиях. Перед учащимися стояла задача: составить описание групп животных, которые живут в нашем зоопарке, а именно: парнокопытных, хищных птиц и млекопитающих, пресмыкающихся. Для выполнения задания дети составили инструкцию деятельности своей группы:

1.     Изучить информацию о животных, представленную для посетителей.

2.     Узнать дополнительную информацию о животных у сотрудников зоопарка.

3.     Составить описание животных.

4.     Сделать необходимые зарисовки животных.

5.     Прорепетировать выступление перед товарищами в группе.

6.     Представить свою группу животных одноклассникам.

По этой инструкции учащиеся работали первую половину занятия, а после перерыва они провели своеобразную экскурсию по зоопарку. Таким образом, использование речевого жанра приобрело практическое значение.

         Эффективное формирование познавательных учебных действий в 3-4 классе может быть обеспечено применением жанра интервью. В прошлом учебном году на уроке окружающего мира «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся» для изучения новой темы нами была использована риторическая игра «Интервью». Каждая группа получила материал для изучения определенного класса животных. Третьеклассники подготовили описание или портрет этого класса. Затем группы обменялись портретами и по полученным описаниям составили вопросы для интервью у представителей этого класса животных. При выполнении этой работы, ребята работали с информацией, содержащейся в учебнике, с дополнительной литературой, с информацией, представленной одноклассниками, обрабатывали ее и предъявляли окружающим.

Возможно, коллеги возразят, что в реальной жизни мы не берем интервью у животных и героев сказок. Однако, навыки, приобретенные в игре, учащиеся используют  и  в жизни. В этом году редакция школьной газеты поручила нашим четвероклассникам, взять интервью у директора  и у детей, обучающихся в нашей школе. Учащиеся подготовились к интервью, как говорится, со знанием дела: придумали вопросы, ответы на которые будут интересны окружающим, а затем уверенно держались в диалоге с интервьюированными. Некоторые из ребят в сложной для них ситуации общения добивались нужной информации. Они задавали уточняющие и дополнительные вопросы уже во время встречи, т.е. «на ходу», а ведь интервью брали у администрации школы и одиннадцатиклассников!

Мы считаем, что на различных этапах обучения в начальной школе может существовать ведущий жанр, который одновременно используется на нескольких уроках разных дисциплин.  Это способствует совершенствованию умения его продуцировать. Опыт показал, что к тому времени, когда учащиеся на уроках риторики познакомились с различными типами речи: описание, рассуждение, повествование, появляется необходимость выделения ведущего жанра, в котором один из типов речи становится основным. Мы не говорим, что надо использовать лишь один жанр, но, работая с разными жанрами, целесообразно выделить ведущий. При этом возникает дидактическая проблема выбора ведущего жанра. Как мы думаем, существует два основных фактора, определяющие этот выбор: характер учебного материала (его содержание) и возрастные особенности учащихся.

Например, в 3 классе таким ведущим жанром стало размышление  на основе сравнительного описания. Почему? Образовательная программа «Школа 2100»,  по которой обучаются наши ученики, основной целью изучения  курса «Окружающий мир» ставит формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Это означает, что необходимо устанавливать взаимосвязи между всеми объектами, которые мы изучаем, т.е. обнаружить сходство и различие между ними. Самым актуальным в этом смысле типом речи, который соответствовал бы возрастным особенностям учащихся, является сравнительное описание. На его основе строится размышление и происходит интеграция уроков риторики и окружающего мира.

На уроке риторики дети изучили особенности сравнительной характеристики объектов и приемы построения сравнительного описания. Учебный материал по окружающему миру излагался с точки зрения клеточной теории. В результате на уроках окружающего мира учащиеся использовали жанр размышление при выполнении следующих заданий:

·        Составить сравнительное описание растительной клетки и клетки животного.

·        Составить сравнительное описание различных групп растений, различных классов животных.

·        Составить сравнительное описание растений и животных в целом.

В практике обучения мы уделяем большое внимание не только содержательной стороне ответов, но и построению текста в соответствии с заданным жанром (в данном случае, жанром размышление), на речевую манеру отвечающего. Оценивая ответы одноклассников, школьники использовали комплименты и советы, так называемые сопутствующие в этом случае жанры. Таким образом, на уроках создавалась естественная речевая среда. Это, в свою очередь,  обогатило коммуникативный опыт учащихся. К концу года дети уверенно использовали в своих высказываниях речевые конструкции сравнительного описания. Уже в четвертом классе учащиеся, составляя сравнительное описание млекопитающих и человека, осознанно уточняли, с какой целью и для чего необходимо составить такое сравнительное описание.

         В дальнейшем появляется возможность  использовать более сложные речевые жанры и типы текстов, которые вбирают в себя ранее освоенные модели. Они становятся основой интеграции следующих учебных предметов: «Риторика», «Окружающий мир», «Введение в историю и обществознание», «Литературное чтение».

В четвертом классе нами чаще всего используются письмо и дневниковые записи. Почему? Центральной идеей содержания учебного материала названных нами предметов (в программе «Школа 2100») становится человек, его организм, взаимодействие с природой и обществом, его внутренний мир. Поэтому в высказываниях учащихся все чаще проявляется личное отношение к той или иной проблеме. Дети учатся предъявлять себя окружающим, стремятся к пониманию других. Наиболее «подходящими» для этого формами являются письмо и дневниковые записи.

Например, на уроке окружающего мира дети получили задание написать «Письмо другу» от имени домашнего питомца. Это позволило им взглянуть на себя со стороны. Сами школьники отметили, что выполнять такое задание было интересно, не скучно. А потому и письма получились откровенными. В них были использованы такие жанровые модели, как размышление, портрет, рассказ.

Своеобразной диагностикой регулятивных умений стала проектная деятельность учащихся нашего класса по теме «Дневники». Все участники творческих групп четко определили, какие этапы деятельности они должны пройти в этом проекте, какую информацию должны извлечь в различных источниках, и в каких возможных формах представить полученный результат публике.

Таким образом, наш опыт позволяет утверждать, что использование различных типов текстов и речевых жанров способствует эффективному формированию универсальных учебных действий.

Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.01.2009)
Просмотров: 2030 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 2
2  
Здравствуйте
Хочу отметить, что для сайта на скрипте от ucoz, всё весьма не плохо сделано!
Много интересного нашёл для себя.
Браво создателю.:hands:
Предлагаю Всем заработок при общении в социальных сетях
Так же Вы можете продвинуть свой lab-ritor.ucoz.ru в любой социальной сети!
Посмотрите мою статью об этих сервисах
http://bussinesinfo.com/?p=840
И дай Бог процветания Вам и сайту lab-ritor.ucoz.ru

1  
Большое спасибо за информацию. Хоть что-то появилось из конкретной практики. Я в этом году начинаю работать с первым классом по стандартам нового поколения. Пишут много, но ничего конкретного. Хоть бы один урок посмотреть или прочитать разработку. Особенно по первому классу. Ещё раз спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *: