Среда, 13.12.2017, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М. Наука как феномен культуры в элективном курсе "Физика сквозь текст"

В соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, в рамках которого ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

     Важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения – создание  элективных курсов. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению. Так, уже два года МОиН Челябинской области совместно с ИДППО проводит конкурс элективных образовательных программ и учебных материалов.

Элективные курсы могут, в частности, «способствовать удовлетворению познавательного интереса к смежным, надпредметным и непрофильным областям знания». Именно к такому типу элективных курсов относится предлагаемый нами курс «Физика сквозь текст».  Предназначен он для учащихся 10 классов, в частности классов гуманитарного профиля, но может быть полезен также и для школьников, изучающих физику на профильном уровне.

Курс выполняет несколько функций: развивает содержание базового курса физики; удовлетворяет  познавательные потребности тех учащихся, кто интересуется историей науки и культуры; является «полигоном» для экспериментальной проверки нового поколения учебных пособий для элективных курсов; служит своеобразной пропедевтикой курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений.

Одной из задач элективного курса «Физика сквозь текст»  является попытка разрешить противоречие между фрагментарностью картины мира, даваемой традиционным обучением и потребностью видеть мир более целостно, системно. Добиться этой цели предполагается через реализацию межпредметных и междисциплинарных связей, на базе взаимодействия физики как феномена культуры с философией, литературой, искусством, историей. «Что же такое время?», «Чем определяется красота вещи и физической теории?», «Что является источниками знания?», «Каково было место человека во Вселенной в различные исторические эпохи?» - вряд ли на эти вопросы мы пытаемся ответить на обычных уроках.

Для нас особенно важно, что «наука…может и должна быть понята и развиваема как феномен культуры, то есть как взаимопереход, одновременность, разноосмысленность различных научных парадигм, как форма общения античных – средневековых – нововременных форм ответа на вопрос»: что есть «время», «пространство», «движение» и т.д. «Не обобщение, но общение различных форм понимания – вот формула движения к всеобщности в современных позитивных науках» [2, с. 285]. Идея общения отдельных «всплывающих» внутри отдельных культур физик» [О. Шпенглер] пронизывает современное физическое мышление, в отличие от мышления Нового времени, стремившегося создать единую теорию (механистическую картину мира Ньютона, например), обобщив все факты, добытые в античности, средневековье и т.д. Поэтому одной из целей обучения является «формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры»[5, с. 123].

Предлагаемый элективный курс «Физика сквозь текст» основан на использовании в обучении реальных авторских текстов: научных, философских, литературных произведений. Специальная хрестоматия для школьников, в отличие от традиционного ее использования в качестве дополнительного учебного пособия, в нашем курсе играет основную роль в организации усвоения учебного материала. На страницах хрестоматии встречаются друг с другом (и с читателями) Августин Аврелий и Пушкин, Аристотель и Шекспир,  Паскаль и  Ньютон.

Современный философ Н.С. Автономова в статье, посвященной проблеме  филолого-философских дискуссий 90-х годов пишет: «Важно то, что в нашей культуре и педагогике нет опыта внимательного чтения текстов… нехватка языка и неумение читать тексты касается… всех областей культуры», хотя без навыков чтения «нельзя себе представить цивилизованного политика, юриста, педагога» [4, с. 32]. В подобных случаях чаще имеют в виду гуманитарные науки («текст – первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» [1, с. 308]). Однако, как заметил В. Набоков, между художественным произведением и научным трудом граница не столь четкая, как принято думать. Основным мотивом создания предлагаемого курса является воспитание читателя (ученика), владеющего навыками «внимательного чтения текстов», прежде всего, текстов научных. При этом актуальной становится проблема гуманитаризации образования.

 «В настоящее время, - отмечает филолог С.П. Лавлинский,- одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления – идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение. В контексте этой идеи предполагается, что современный читатель, приобщаясь к многообразным культурным ценностям разных времен и народов, зафиксированным в произведениях, обретает свое неповторимое место на их границах, «в зоне контакта» с «чужими» познавательными, этическими и эстетическими смыслами» [4, с. 34].

Согласно нашей гипотезе, если в преподавании естественнонаучных дисциплин использовать научные тексты, то это позволит выявлять   и максимально использовать субъектный опыт учащихся, их «донаучные» представления при формировании научных понятий. В гносеологическом плане анализ обыденного (субъектного) опыта важен постольку, поскольку этот опыт является одним из каналов связи научного мышления с культурой в целом. Субъектный опыт, сознание учащихся могут быть поняты лишь в контексте культуры, в общении культур. «Понятие ХХ в. своеобразно включает в себя историю своего формирования, выступая как нескончаемый диалог античного, средневекового, нововременного и современного типов видения мира, как диалог различных логик» [3, с. 136].

Реализация курса, главной особенностью которого является предъявление учебной информации в форме научного текста, требует использования определенных педагогических технологий. Представляется, что наиболее адекватными являются личностно-ориентированный (И.С. Якиманская) и коммуникативно-деятельностный подходы. Среди наиболее известных технологий учебных коммуникаций и деятельности, разработанных в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов, можно выделить: технологии развивающего обучения (В.В. Давыдов), Школу диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). 

Следуя принципам личностно-ориентированного обучения, мы предлагаем школьникам широкий выбор заданий. К каждому уроку предложены вопросы и задания, из которых учащийся может выбрать те, которые позволят ему раскрыть свои творческие способности и соответствуют предпочитаемым  способам работы. Использование компьютерных технологий делает курс современным, повышает мотивацию учащихся. Курс обеспечен специальным компьютерным приложением, использование которого не только поможет в организации самостоятельной работы учащихся, но и даст уникальную возможность создать в каждом классе (группе) свой «образ» изучаемого содержания, дополнить его собственными материалами.          

В элективном курсе «Физика сквозь текст»  имеются также возможности для развития навыков исследовательской деятельности. При этом научный текст выступает как средство организации и эмпирическая база историко-научных исследований школьников.

Мы надеемся, что внедрение различных элективных курсов в процесс обучения положительно скажется на решении задач модернизации российского образования.

 

Библиография
 

1.             Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

2.             Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.

3.             Курганов С.Ю. Ферма монстров. Психолого-педагогический этюд// Философско-психологические предположения Школы диалога культур/Под общ. Ред. В.С. Библера. – М.: РОССПЭН, 1998.

4.             Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.

5.             Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (28.12.2008)
Просмотров: 1107 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: