Вторник, 21.08.2018, 00:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » Центр коммуникативных исследований ВГУ ( Воронеж)

Демидова М.Б. Современные тактики реализации речевого жанра "Знакомство"
18.04.2009, 17:02

Человеческая речь существует в виде конкретных высказываний. Создавая их, мы пользуемся относительно устойчивыми типическими формами конструирования, отливаем мысли и намерения в определенные языковые формы – речевые жанры. Они соответствуют типичным ситуациям общения и даны нам вместе с родным языком.

Знакомство – сложный речевой жанр, состоящий из нескольких речевых актов. Чтобы выявить особенности конструкций речевого жанра Знакомство, бытующих в современном общении, необходимо

  • рассмотреть структуру типовых моделей речевого жанра Знакомство, представленных в русской литературе ХIХ века и в современной разговорной речи;

  • сравнить компоненты, составляющие структуру речевого жанра Знакомство двух данных групп;

  • проследить зависимость набора этих компонентов от стратегий и тактик, используемых коммуникантами.

Как показывают примеры из литературы ХIХ в., речевая ситуация Знакомство и набор речевых актов, входящих в речевой жанр Знакомство, строго регламентированы правилами этикета. Так, правила хорошего тона требовали, чтобы во всех случаях знакомства был посредник, который бы мог представить мужчину женщине. Например:

– Пожалуйста, пожалуйста, Муза Павловна, войдите: это мой закадычный приятель, прекраснейший человек – и смирный-пресмирный. Его вам нечего бояться. Петя, - (…) – рекомендую тебе Музу – Музу Павловну Виноградову, хорошую мою знакомую. (Тургенев И.С. Пунин и Бабурин, гл.11).

В настоящее время наряду с типичными ситуациями знакомства нередки такие случаи, когда мужчина и женщина знакомятся без посредника. В связи с изменением особенностей речевой ситуации Знакомство меняются коммуникативно-речевые стратегии и тактики, которые использует говорящий и адресат для осуществления своих целей.

Коммуникативно-речевая стратегия – это творческая реализация коммуникантом плана построения речевого поведения, избранная им для выполнения коммуникативной задачи. Она характеризуется установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации.

Коммуникативно-речевая стратегия определяется набором предпочтений оппозиций, характеризующих отношения речевой ситуации: иерархия/равенство, отстраненность/близость, борьба/сотрудничество. Существенно также, какое из возможных отношений речи к действительности предпочитает коммуникант: важна ли для него истинность речи, ее правдивость, или допускается смысловой или нравственный релятивизм. Комимуникативно-речевые стратегии А.К.Михальская разделяет на ‘стратегию отстранения’ и ‘стратегию близости’. Коммуникативно-речевые стратегии осуществляются с помощью коммуникативно-речевых тактик. Набор речевых актов, которые использкет коммуникант для осуществления своих намерений, – одна из разновидностей коммуникативно-речевых тактик.

В наше время чаще всего говорящий – мужчина, обращаясь к адресату – женщине, использует такие косвенные речевые акты, как предложение помощи (Можно Вас проводить? Давайте я Вам помогу), просьба о помощи (Сколько времени? Как пройти на улицу Ленина?) или же прямо выражает свое намерение в виде вопроса. (Можно с Вами познакомиться? Как Вас зовут?).

Речевой жанр Знакомство часто состоит из таких речевых актов, которые по отдельности имеют другую коммуникативную цель, но, соединенные вместе, представляют косвенную конструкцию речевого жанра Знакомство. Например:

– Девушка, у Вас есть часы?

– Да. Полвторого.

– А свободные?

– Нет.

Главной особенностью такой конструкции является то, что после первого вопроса адресату трудно догадаться о намерении говорящего.

Иногда языковое воплощение речевого жанра Знакомство, участниками которого являются мужчина и женщина, может быть таким, что при отсутствии контекста они способны давать основания для целого ряда самых разных интерпретаций. Кроме того, говорящий сознательно строит свою речь так, чтобы адресат не догадался о его коммуникативной цели. Например:

– Девушка, как пройти на улицу Щорса?

– Я такой улицы не знаю.

– Вы местная?

– Да.

– Странно. Местная, а не знаете такой улицы.

– Хотите я вам покажу, где она находится?

Шутка оформлена в виде просьбы объяснить, как пройти на улицу, которой не существует. Ответ адресата дает возможность говорящему продолжить разговор и достичь коммуникативной цели.

Розыгрыш, с которого начинается речевой жанр Знакомство, сближает его с фатическим речевым жанром, а именно с флиртом или шуткой.

Обычно такие знакомства начинаются с высказываний, свидетельствующих об интересе говорящего к личности адресата, а также к его состоянию в момент общения. Например:

– Девушка, вы верите в любовь с первого взгляда?

– Нет, не верю.

– Вы поверите, если придете завтра на свидание со мной.

– Вы так убедительно это сказали, что я поверила.

– Она перед вами! А как вас зовут?

– Джульетта.

– Очень приятно. Ромео.

– Девушка, где вы отдыхали этим летом?

– Зачем вам это нужно?

– У меня такое чувство, что я вас раньше видел.

– Может, на Карибских островах?

– Мы с вами еще увидимся?

– Может быть, на том свете.

В приведенных примерах адресат знает намерение говорящего и, выбирая стратегию отстранения, реализует ее с помощью шутки.

Бывает и так, что свою коммуникативную цель говорящий выражает в первом же высказывании, но адресат, выбрав стратегию отстранения, отвечает шуткой. Например:

– Девушка, как вас зовут?

– Меня не зовут, я сама прихожу.

И, наконец, в состав речевого жанра Знакомство может входить такой речевой акт, как ложь. Этот прием довольно распространен в современном общении. Например:

– Извините, но мне кажется, что я раньше вас где-то видел.

– Где же? Я вас точно раньше нигде не видела.

– Не могу вспомнить. Но ваше лицо мне показалось очень знакомым. Как вас зовут?

В этом случае адресат своим высказыванием дает понять говорящему, что верит ему.

Таким образом, в настоящее время наблюдаются изменения в структуре речевого жанра Знакомство, в составе входящих в него речевых актов, появляются новые разновидности речевого жанра Знакомство, сходные по своей коммуникативной цели с фатическими речевыми жанрами: флиртом, шуткой. Это связано с особенностями современной речевой ситуации, ослаблением этикетных норм общения, что дает говорящему возможность проявить свою индивидуальность.
 
Получено 6.05.2000 Воронежский государственный университет
Категория: Центр коммуникативных исследований ВГУ ( Воронеж) | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 1830 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: