Суббота, 18.11.2017, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа Ладыженской

Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторика
18.04.2009, 18:02

Модернизация, модерн, модернизировать, - широко употребительные в наше время слова - мы слышим: модернизировать (технику), модернизация промышленности (производства), стиль модерн и т.д.

В основе этих однокоренных слов - значение новое (обновить, обновление), сделать современным, осовременить. Последнее значение очень важно, когда мы говорим о модернизации образования.

Применительно к модернизации можно выделить два основных направления обновления, осовременивания образования:

Первое направление - осовременивание традиционных учебных предметов, обусловленное развитием существующих базовых наук. Так, постоянно вносятся коррективы в учебный предмет “Русский (родной) язык”. Например, в 70-е годы 20 века были уточнены многие понятия: нулевые окончания, словосочетание, орфограмма, суффикс -ся (не частица), введен в программу раздел “Лексика” (с его системой понятий) и т.д.

Все эти уточнения и коррекции отражают достижения лингвистической науки, но, как правило, не создают принципиально нового учебного предмета. Хотя эта модернизация, безусловно, важна, так как в этом случае учебный предмет в большей степени соответствует современной науке.

Второе направление модернизации обусловлено изменениями, которые происходят в обществе, изменениями социального порядка.

Именно эти изменения требуют в наше время включения в учебный план предметов регионального характера (например, москвоведения), а также таких предметов, как информатика, мировая художественная культура и т.д.

Говоря о протребностях общества, нужно учитывать, что культурологи, социологи, философы, лингвисты, педагоги отмечают очевидные тенденции и факты падения речевой культуры. Так, по данным международного исследования 2002 г. по уровню сформированности умений работать с текстом российские учащиеся заняли 27-29 место среди 32 стран, принимавших участие в тестировании.

Снижение уровня речевой культуры проявляется по-разному, в том числе в том, как часто

  1. в настоящее время демонстрируют свое неумение общаться не только выпускники школ, но и профессионалы (ведущие радио - и телевизионных программ, парламентарии, преподаватели, юристы и т.д.);

  2. неоправданно употребляются иноязычные слова и выражения вследствие экспансии западных образцов речевой культуры (например, широко употребляется “о’ key” вместо “хорошо”, “да”, “согласен”);

  3. используется ненормативные слова и выражения, даже в средствах массовой коммуникации.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образование отстает от современных требований, предъявляемых обществом к коммуникативной речевой культуре, а следовательно, и к культуре вообще.

Необходимо специальное обучение умению общаться. Не случайно во всем мире при рассмотрении модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. Современные люди должны уметь контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения при обсуждении спорных вопросов и т.д. От наличия или отсутствия этих коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Поэтому в новое тысячелетие “врывается” в школу и в вуз такие предметы, как риторика, культура общения, культура речи и т.д.

 

Но так ли уж нова риторика как учебный предмет?

Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине 18 века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова - “о всякой предложенной материи ... красно говорить и писать”. А задача хорошо известного нам предмета “Русский язык” состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка. Итак, уже в то время задачи обучения родному языку и речи различались и на этой основе создавались разные учебники.

Начиная с 70-90 гг. 19 века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина такого положения дела - мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили в главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.

Итак, исчезает специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”, появляется наименование “культура речи” и т.д.

И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь” (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить работу над речью в этот предмет.

Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности - разные речевые жанры, такие, как доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь, автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”; “Подготовьте устное выступление на тему: ...”, “Выступите в дискуссии” и т.д.

О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: “В моем личном опыте я <...> не нахожу почти ни одного намека на то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой ... как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык - умение писать, читать и понимать идет само собой...”

 

Что же представляет собой современная риторика?

Современная риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, социологии, логики, семиотики и т.д.

В центре центре современной риторики общающийся человек, человек, который общается. Следовательно, риторика - антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его практическая направленность, его задача как учебного предмета - научить эффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.

Итак, риторика - учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направления модернизации образования:

- за счет достижений современных базовых смежных наук;

- за счет потребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учит коммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества в условиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностей информационных технологий.

 

Научные понятия риторики объединены общим объектом этой практической науки - обучение эффективному общению.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий курс русского языка (хотя и связана с этим предметом, как связаны речь и язык). Риторика отличается своими задачами, системой понятий, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.

В условиях быстро изменяющихся потребностей общества, непрерывного появления новых технологий особенно важно научить тем коммуникативным умениям, которые позволят человеку повышать свой уровень образования в самых различных областях.

С другой стороны, риторика должна культивировать “радость взаимопонимания и доброго отношения с людьми”, как писал А.Д. Сахаров в статье “Мир через полвека” в 1974 г.

Поэтому в процессе изучения риторики, которая завоевывает все большее признание, мы решаем некоторые воспитательные задачи. В школьных учебниках реализуются важные нравственно-риторические идеи, например:

    - Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский);

    - Помогай другим и словом, и делом;

    - Будь вежлив, внимателен к окружающим;

    - По речи узнают человека и т.д.

Время для введения риторики как базового компонента в школьное образование, как мы считаем, одного из действенных элементов модернизации, настало. В сущности обновление гуманитарного образования уже реализуется:

- в школах, в вузах вводятся предметы речеведческого цикла;

- издаются учебные пособия;

- осуществляется переподготовка кадров по желанию преподавателей в самых разных регионах (Москва, Петербург, Ижевск, Мурманск, Новокузнецк, Салехард, Пенза, Пермь, Томск, Ярославль и т.д.);

- происходит обмен опытом преподавателей, которые создают свои методические разработки, средства обучения и т.д.

Категория: Школа Ладыженской | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 3949 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: