Понедельник, 21.05.2018, 00:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа Ладыженской

Ладыженская Т.А. Общение в современном мире - роскошь или необходимость?
18.04.2009, 17:59

Зачем нужна риторика

Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

Ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе Требования к уровню подготовки учеников декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Риторика как учебный предмет отвечает этому важному важному социальному заказу. Начиная с 1992 г., риторика преподается как предмет регионального или школьного компонента, иногда как элективный курс (по выбору учеников) во многих регионах России. Для реализации идей этого учебного предмета были созданы учебные пособия с I по XI класс авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской, которая является автором концепции “Риторика общения”, программы курса. Все учебные пособия по риторике получили грифы «Рекомендовано» и «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации.

Риторика учит школьника анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем он говорит, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, ученики развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов.

Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимальных решений проблем вместе с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными.

Риторика учит гуманитарному мышлению учеников и учителей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?)

Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает школьникам осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит важным общеучебным умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умениям извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад и т.д. Данные международных исследований PISA-2003 по оценке образовательных достижений 15-летних школьников свидетельствуют о том, что российские школьники недостаточно владеют такими общеучебными умениями.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радио- передач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю. М. Лотмана, это то, как мы общаемся.

Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Поэтому в новое тысячелетие “врывается” в школу риторика (культура общения, культура речи и т.д.).

Современная школьная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная школьная риторика от той, которая преподавалась в 18 -19 веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией. 
 
Категория: Школа Ладыженской | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 3443 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: