Вторник, 23.04.2024, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » ЗУУНЦ (Пермь)

Тихонов С.И., Тихонова Е.Б. Риторическая грамотность учителя
12.04.2009, 20:19

РИТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

 

У действующего или будущего учителя должен быть изначально выработан вкус к ис­тинно риторическому речевому поведению. И риторически педагог должен быть высоко­грамотным человеком, поэтому Риторике необходимо отвести одно из самых значимых мест при подготовке и переподготовке преподавателя. Риторическую грамотность учителя всем нужно считать одной из составляющих педагогической культуры. Риторическая гра­мотность педагога - в значительной мере залог риторической культуры общества и в на­стоящем, и в будущем. Сегодня такое положение вещей - мечта.

           Чтобы строить риторическое пространство школы, нужно попытаться создать в ней «критическую массу» учителей, которые, восприняв идею риторического просвещения и риторизации, неизбежно начнут оказывать влияние на других членов педагогического кол­лектива, учащихся и жизнь школы. Риторическое образование педагогов может проходить в два этапа:

1 - научно-практический семинар «Основы межличностного и профессионально­го общения»; 2 - реализация проекта «Школа риторики для учителя». Формы и способы со­вершенствования риторической подготовки современного учителя могут быть самыми разными. Важно, чтобы они были (согласно мысли Солона о том, что слово есть дело).

          Одной из важнейших задач учебного предмета Риторика является не только формирование у учащегося представления о закономерностях и механизмах создания, исполнения и самостоятельного осмысления (рефлексии) авторского риторического текста, но и развитие умений и устойчивых навыков, необходимых для эффективного публичного выступления, а также общения в целом. В данном случае мы придерживаемся мнения С.А. Минеевой. Однако полагаем, что с этим утверждением, наверное, может согласиться абсолютное большинство специалистов вне зависимости от того, какого направления в преподавании риторики придерживается каждый из них. Не менее значимо и то, что риторика как учебный предмет призвана развивать вкус к риторической деятельности (далее – РД), а также создавать оптимальные условия (возможности) для успешной самореализации личности через Слово.

     Мы неоднократно отмечали, что вкус к РД, к изобретению собственных текстов в различных жанрах редко у кого появляется стихийно. Подобное свойство речевого поведения у любого учащегося человека (школьника, студента, повышающего свою квалификацию специалиста) зачастую может проявиться под воздействием личности преподавателя. Зарождение такого свойства и его совершенствование во многом может быть обусловлено тем, служит ли педагог для учащегося неким образцом речевой    жизни, примером культуросообразной РД.         
       
Содеятельность педагога и учащихся в ходе учебных занятий по разным дисциплинам при использовании механизма риторизации может стать огромным полем для взращивания индивидуальных риторических способностей. И, в частности, освоения учащимися(изобретения авторских текстов и отработки в публичных выступлениях) самых различных жанров, каждый из которых начинает          при этом работать на процесс осознанного, «немеханистического» открытия и присвоения школьниками знания. При этом, как правило, растет и собственно познавательная активность, и интерес к овладению способами деятельности, и (как результат) эффективность учения и обучения в целом. 
        
С этой точки зрения и для этого у каждого, кто, так или иначе, уже связан с процессом преподавания и/или воспитания, а также
у тех, кто намеревается посвятить себя этому, «должен быть изначально выработан     стойкий вкус к истинно риторическому речевому поведению. Учителю (в самом широком смысле слова) необходимо всячески поощрять риторические поиски, а порой и риторические изыски Человека познающего.

         Педагог должен быть риторически высокограмотным человеком (в дополнение к тому, что он, вне сомнения, должен очень хорошо владеть своим предметом). Именно поэтому риторика в качестве учебной дисциплины должна занять одно из самых значимых мест при подготовке и переподготовке преподавателя. В настоящий момент мы не будем развивать мысль о том, что для успешного роста всякого человека как активного и истинного  деятеля  в  любой  из  областей жизни (в сообществе и соавторстве с другими людьми) риторика и культура общения должны стать очень важным звеном образовательно-воспитательного процесса в школе в период ее модернизации. Тем не менее, такое положение вещей на сегодняшний день необходимо признать мечтой.

    В связи со сказанным не в первый раз встает вопрос о том, что и как следует с помощью ассоциации риторики делать системе педагогического образования для повышения степени риторической грамотности учителя, которую следует признать одной из составляющих педагогической культуры. Риторическая грамотность педагога - в значительной мере залог риторической культуры общества. Возвращение истинной риторики, риторики диалога, в круг базовых дисциплин и в школе, и в вузе важно и потому, что в последнее время слово риторика нередко употребляется с четко выраженным отрицательным оттенком значения.

     На наш взгляд, такое мнение о риторике в российском социуме, к сожалению, во многом поддерживается как «благодаря» выступлениям многих формально ответственных людей в публикациях, на радио и телевидении, так и реальной речевой практике самих журналистов, созидающих речевую плоть и кровь, скоро и верно пластически изменяющих риторическое лицо рос­сийских СМИ.

        И в этом смысле перед преподавателем встает задача противостоять влиянию коммуникативно выхолощенной псевдориторики. Для этого нужно становиться действительно риторически грамотным и искусным, а в идеале - истинным ритором. Возможно, что процесс повышения уровня риторической подготовки педагога легче организовать в достаточно крупных центрах, где есть вузы, особые кафедры и специалисты. Но решить эту задачу в достаточно полном объеме только этими силами и лишь в крупных городах, очевидно, не­возможно. Надо действовать, как говорится, на местах, в том числе и на значительном удалении от вузовских и научных центров. Одним из таких регионов можно считать Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - ЯНАО) с населением более пятисот тысяч человек и территорией большей, чем  Украина, и практически равной площади Англии и Франции вместе взятых. При этом в столице округа г.Салехарде проживают лишь около 38 тысяч человек, нет ни одного собственного вуза, хотя имеется 7 филиалов различных институтов и университетов (всего в округе - более 30 подобных филиалов).     
         
Мы строим свою работу, прежде всего, с опорой на опыт:        

  пермской Школы риторики Западно-Уральского учебно-научного центра под руководством доцента, методолога С.А.Минеевой (далее - ЗУУНЦ),                                                                      

  кафедры теории и практики коммуникации воронежского ИПКПРО, заведующим
которой является профессор И.А. Стернин, и
проводимых ею курсов повышения квалификации учителей по культуре общения.                                                                                                              

            Мы полагаем, что относительно успешной и эффективной деятельность по совершенствованию   риторической   подготовки педагогов может быть только тогда, когда ее поддерживают администрация регионального (и/или городского) ИПКРО и руководство конкретных школ. Подобную поддержку мы явственно ощущаем. Так, благодаря совместным усилиям нам уже в 1999 г., через год после переезда на Ямал, удалось начать реальную работу в обозначенном направлении. При этом специфичным было то, что изначально мы стали работать с учителями и другими сотрудниками одного образовательного учреждения, а не многих, как это обычно бывает. Мы предполагаем, что для того, чтобы строить риторическое пространство школы, нужно попытаться создать в ней   «критическую   риторическую   массу» учителей, которые, впоследствии, сами становясь все более риторически грамотными и восприняв идею и дух риторического просвещения и риторизации, неизбежно начнут оказывать прямое или косвенное влияние на других членов педагогического коллектива, на учащихся и жизнь образовательного учреж дения в целом.

    Исходя из этого,  мы  подумали,  что       процесс риторического образования и преобразования педагогов может проходить в два этапа: 1) проведение научно-практического семинара по основам межличностного и профессионального общения (далее - НПС ОМПО), 2) реализация проекта «Шко­ла риторики для учителя»,

       Основной экспериментальной площадкой стала МОУ Гимназия г.Салехарда. (естественно, что вместе с тем шло и идет включение в учебный процесс нескольких речеведческих (в том числе и коммуникативных) дисциплин и проверка на практике своеобразной модели их преподавания, а также самими педагогами и учащимися ведется научно-исследовательская работа по проблемам риторики и культуры общения). Для координации усилий в работе по всему спектру деятельности по указанной проблематике в 2002 г. здесь была создана кафедра риторики и риторизации.

        Мы апробировали различные варианты реализации НПС ОМПО: а) объемом 34 а/ч в течение полутора учебных годов (МОУ Гимназия г. Салехарда); б) объемом 18 а/ч в продолжение одного учебного года (МОСШ № 4 и № 6 г.Салехарда); в) объемом 24 а/ч, предложенном за 3 учебных дня (МОСШ № 2    г. Муравленко    и    МОУ    Гимназия г. Лабытнанги).  В  результате  приходим  к убеждению, что наиболее эффективным путем   является   интенсивный   трехдневный НПС ОМПО.

   Следует особо отметить, что в каждом из случаев указанный семинар проводился для всего  педагогического  коллектива.  И только  после  этого  из  части  педагогов-слушателей семинара, выразивших желание начать или продолжить свой путь в риторику, была сформирована группа для обучения на курсах повышения квалификации «Основы   общей   и   педагогической   риторики (Школа риторики для учителя)». Для нас принципиально важно, чтобы учитель, какой бы предмет он ни преподавал, или иной сотрудник образовательною  учреждения  или  муниципального управления образованием пришел учиться в Школу риторики по собственному желанию,  то  есть  с  достаточно  высоким уровнем мотивации.

         Приступая к реализации второго этапа, мы ясно осознавали, что специфические условия жизни и работы людей на Крайнем Севере не позволят нам проводить Школу риторики для учителя «в один присест», и лучше всего это сделать в какой-либо из летних месяцев (как это делается, например, в Москве, Перми, Воронеже). В то время, когда педагог находится в отпуске, его голова относительно свободна от школьной «текучки»,   почему   он      в   абсолютном большинстве   случаев   она)   и   может   по-настоящему погрузиться в познавание риторики и РД в процессе занятий.               

Для того, чтобы начать создавать Школу риторики для учителя на Ямале при научно-теоретическом практическом содействии ЗУУНЦ, мы разработали особую программу курсов повышения квалификации, названную «Основы общей и педагогической риторики (Школа риторики для учителя)», которая была включена в пакет документов при лицензировании института. Данная программа рассчитана на 144-160 учебных аудиторных часов и предназначена для педагогов различных специальностей (учителей начальных классов, предметников, социальных педагогов, школьных психологов и работников административного звена). При этом мы считаем важным, чтобы все они занимались в одной группе, поскольку одной из задач (точнее сверхзадач) подобной Школы является оптимизация морально-психологического климата в коллективе, процесс узнавания друг друга не только (и не столько) с профессиональной, но и с личностной стороны.                                                                                                                                   

     Обстоятельства    складывались    таким образом, что мы пробовали (нам пришлось) проводить Школу риторики также в различных   временных   вариациях:   1) в   течение двух учебных лет, используя дни осенних, зимних и весенних каникул (4 сессии, одна из которых проходила в два этапа) (МОУ Гимназия г. Салехарда, I Ямальская Школа риторики); 2) в ходе двух сессий (первая длительностью   9 дней   и   вторая -   семь), прошедших в продолжение одного учебного года (M0CШ № 2 г. Муравленко, II Ямальская Школа риторики);  3) на протяжении двух сессий, одна из которых была проведена зимой одного учебного года, а другая - в начале    сентябре)  следующего,  причем первая - в два этапа, но в рамках одних зимних каникул (МОУ Гимназия г. Лабытнанги, III Ямальская Школа риторики). Нельзя не сказать, что результативность Школ риторики снижалась из-за того, что даже в дни каникул реальная загруженность обучающегося   педагога   (вне   занятий   в Школе риторики) и индивидуальной методической работой, и участием в заседаниях методических объединений, и подготовкой школьников к различным конкурсам, предметным олимпиадам и научно-практическим конференциям превышала все допустимые пределы. И это несмотря на то, что официально каждый из них в этот период был слушателем курсов повышения квалификации. (В скобках заметим, что перегруженность учителя и учащегося — это тема отдельного большого и «больного» разговора!). Школа риторики в МОСШ № 2 г. Муравленко, как нам кажется, была более эффективной, потому что мы чувствовали большую поддержку и заинтересованность со стороны муниципального Управления образованием. Это выразилось и в том, что в числе слушателей были сотрудники названного управления, а также отряд стажеров - учителей, предварительно уже прошедших Школу риторики ЗУУНЦ, ту же, которую ранее закончили и преподаватели Ямальской Школы риторики.

     Творческий импульс по отношению к задачам и практике риторической подготовки действующих в настоящее время педагогов самых различных специальностей, идущий и от сотрудников Управления образованием г. Муравленко, и от директора школы, и от ее организаторов, стажеров и преподавателей, в результате выразился еще и в возникновении   небезынтересной,   на   наш взгляд, идеи. Суть ее в том, чтобы в течение достаточно длительного  периода (4-5 лет) попытаться выстроить модель риторического  образовательного  пространства  малого северного города.

Для этого, прежде всего , необходимо, чтобы в каждой школе поочередно, последовательно провести:

1) научно-практический семинар «Основы межличностного и профессионального общения», а затем 2) полноценные курсы повышения квалификации «Основы общей и педагогической риторики».           
    
Однако нам представляется, что наиболее целесообразным в условиях Крайнего Севера было бы воплощение Школы риторики в рамках двух сессий продолжительностью по 10 рабочих дней каждая в течение одного учебного года.                                                                                              
      
Мы понимаем, что наш опыт в проведении Школ риторики пока небольшой. В работе трех проведенных нами Школ риторики. приняли участие около 70 педагогов из трех образовательных учреждений трех городов округа. Это очень немного в сравнении с тем, скольких необходимо было бы риторически   подготовить   и   переподготовить. В особенности, если учесть тот факт, что сегодня в ЯНАО работах около 14000 педагогических работников. Из них непосредственно в школах - 7435 (на первую декаду ноября 2004 г.). Соотношение 1 риторически грамотный педагог школы к 106 (или 1 минимально риторически «подкованный» педагогический работник системы образования округа к 200), не получившим специальной риторической подготовки, видимо, не может устраивать ни нас, ни кого бы то ни было другого. Думается, что с точки зрения степени риторической подготовленности педагогических кадров в абсолютном большинстве российских регионов ситуация складывается примерно так же. И это - реальность. Достичь тех целей и выполнить те задачи, которые поставлены перед российским образованием в целом сегодня, в период его модернизации, с риторич

Категория: ЗУУНЦ (Пермь) | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 2411 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: