Четверг, 28.03.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » ЗУУНЦ (Пермь)

Минеева С.А. Риторика диалога и развивающее обучение
08.04.2009, 08:12

М.М. Бахтин писал: «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться... Быть значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе».

Где и когда человек постигает «глубочайшее общение», осваивает способы его культурного осуществления?  К сожалению, не только до школы, но и в школе умения общаться складываются в результате стихийного опыта. Все зависит от социальных ситуаций и образцов, которые в общении предъявляют его участники. В тоталитарном государстве, в котором нормы общения жестко задавались социальными позициями, неразвитые или недоразвитые  способности общения и речевого самовыражения основной массы населения, конечно, тормозили развитие страны, но, к счастью, не являлись  препятствием развития отдельных личностей, ибо развитие человека определяется многими скрытыми процессами.

            Система образования, основанная на идеях научного просвещения (особенно в технократическом авторитарном варианте его реализации), вполне отвечала потребностям тоталитарного общества и решала его задачи. Однако сегодня она  исчерпала свой потенциал в связи с новым содержанием жизни, иных государственных и общественных отношений, требует обновления в целом, пересмотра содержания каждого базового учебного предмета, введения новых дополнительных дисциплин и перехода на технологии, обеспечивающие развитие личности и, в конечном счете, общества и государства. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова наряду со многими целями направлена на воспитание и развитие субъекта полноценной образовательной деятельности, способного к осознанному и свободному самоопределению, реализации в этой и других формах деятельности своих потребностей и целей. Поскольку субъектами не рождаются, ими становятся в общественно необходимой коллективно-индивидуальной (или коллективно-распределенной) деятельности (Л.С. Выготский), то складывается субъект в процессе общения с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Его развитие возможно только через диалог и совместную деятельность с другими субъектами, во взаимодействии с объектами, познавая и исследуя которые, человек развивает свои способности, потребности, цели, оценки и т.д.

По мнению А.К. Дусавицкого, «ребенок в классе РО – субъект и объект собственной деятельности, а, следовательно, является творцом и самого себя и своей среды. В этих условиях школьный класс превращается в подлинную клеточку гражданского общества, он открыт миру и способен оказывать влияние на преобразование этого мира. Факты, которыми мы располагаем, свидетельствуют, что в условиях развивающего образования трансформируется не только личность ребенка, но и личности педагогов РО, многих родителей. Изменяется их позиция: из монологической превращается в диалогическую. Воспитательная функция развивающего образования носит взаимный характер: известно, что воспитывать другого можно только в позиции самовоспитания (вспомним тезис Маркса: воспитатель сам должен быть воспитан)».

            В базовом компоненте современной школы отсутствуют предметы, содержанием которых было бы освоение эффективных способов общения. Русский язык как учебный предмет несомненно способствует речевому самовыражению человека, однако не обеспечивает всех возможностей его речевой самореализации. В знаковой системе родного языка на разных  этажах «живут» все способы, с помощью которых человек может передать свои мысли и идеи другим, но понимание когда, где и что можно и нужно использовать, какие способы предпочтительнее в той или иной ситуации, как их можно интерпретировать, если они употреблены другими, и т.п. связано с реальными процессами общения. В традиции образования западных стран функцию овладения культурными способами осуществления реального общения выполняет не курс родного языка, а комплекс учебных дисциплин: communication skills (сквозной курс школьного и вузовского образования), public speaking (курс в средней и старшей школе и обязательный компонент профессиональной подготовки) и, наконец, rhetoric (вузовский и послевузовский курс).

            Преподавание риторики диалога в системе РО исключает воспроизведение некоторого объема риторических знаний, пересказа риторических правил или имитации (заучиванием) классических или современных образцов, призвана обеспечить школьникам возможности развития собственных риторических способностей, овладения способами совершенствования, творческой самореализации личности, повышения качества и эффективности разнообразного культурного публичного взаимодействия.

Разработанная в РО технология обучения обеспечивает качественное преподавание риторики в любом звене, в то же самое время и риторика, если преподается как риторическая деятельность через постановку и решение учебных или творческих задач человеческого общения, существенно обогащает и дополняет процесс развития школьника в системе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Более того, учебное сотрудничество, которое осуществляют в РО учителя и ученики требует полноценной риторической деятельности как монологического, так и диалогического плана, на начальном этапе преимущественно устно, а затем по нарастающей к выпускным классах и письменных форм осуществления риторической деятельности. Причем, с первых шагов обучения в начальном звене требуется  помочь детям в овладении культурными научно проработанными формами учебного сотрудничества, поскольку все, что делают в процессе учебы младшие школьники, сопровождается речевой деятельностью (приобретающей все более публичный, риторический характер: обращенность к конкретным адресатам в определенных ситуациях учебного и внеучебного взаимодействия. Риторика как предмет, помогающий учащимся осваивать и культурно строить взаимодействие с учителем, учениками, друзьями, родителями, книгами и т.п., создает для этого все условия. Не умея создавать свои собственные речевые произведения (устные или письменные) практически,  ребенок никогда не сможет стать учащимся в полном смысле этого слова. Риторика поможет справиться с решением этой задачи в любом возрасте, опираясь на стихийный речевой и риторический опыт даже дошкольника.

            Основной учебной задачей первого класса при обучении риторике методом РО может быть создание устных риторических произведений, способствующих организации и осуществлению учебного сотрудничества. Школьники на риторике, как и на русском языке и математике, открывают способы создания авторского «текста» вообще, выявляют общие модельные характеристики жанров, в которых существует «риторический текст», преобразуют их, определяют границы употребления и в новых ситуациях ищут новые способы речевого самовыражения. Все это сопровождается рефлексией; содержанием выступлений детей становятся те проблемы, которые обсуждаются на основных предметах, или те, которые их волнуют по интересам в разных внеучебных познавательных сферах. Второй класс может решать  задачу создания письменных риторических произведений разных жанров, востребуемых ситуацией или интересами школьников,  третий класс - создать и совершенствовать диалогические способы взаимодействиях разных жанров. Причем в средних и старших классах учебные задачи могут повторяться, но и в этом случае школьники имеют возможность постоянно открывать все новые и новые способы речевого самовыражения на уровне разработки собственной мысли, идеи и ее воплощения в речевых сообщениях разных жанрах и для новых ситуаций, иных  слушателей и т.п. Практически совершенствоваться в риторических способах самовыражения можно бесконечно, практика преподавания доказывает, что риторика сопровождает процесс интеллектуального развития школьника в РО через основные предметы, обеспечивая более качественный и культурный вариант учебного сотрудничества и познания. Возможности постоянного речевого самовыражения на основе рефлексии и освоения канона, создаваемые на уроках риторики, обеспечивают дополнительные возможности развития ребенка через учителя, сверстников, книгу и взаимодействие с окружающим миром, обеспечиваемые системой РО Д.Б Эльконина -  В.В. Давыдова.

Категория: ЗУУНЦ (Пермь) | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 1866 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: