Пятница, 26.04.2024, 20:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » ЗУУНЦ (Пермь)

Бойченко О.Н., Кропман Е.Г. Риторизация литературы в средней школе как один из способов формирования творческого читателя
05.04.2009, 19:46

Журнал «Литература в школе» опубликовал результаты исследования культуролога Бориса Дубина [1] о том, что в нашем обществе изменилось место книги и характер самого чтения: «За последние годы вчетверо выросла доля нечитающих среди интеллигенции с высшим образованием, в полтора раза – доля тех из них, кто чаще всего читает детективы. Образ читателя серьёзной литературы, вообще образ читателя резко упал в цене». В связи с этим, думается, необходимо пересмотреть подходы к преподаванию литературы как учебного предмета (особенно на третьей ступени образования), т.к. старшеклассники, находясь на пороге самостоятельной жизни, решают вопросы дальнейшего самоопределения, а литература как учебный предмет помогает юношам и девушкам самоопределиться в мире классики. Это, на наш взгляд, одно из условий формирования серьёзного творческого читателя.

Каким образом учителя-словесники могут помочь ученикам открыть и полюбить произведения русской классической литературы? Мы предположили, что если вовлечь учащихся в процесс освоения художественного мира писателя, то их творческая и читательская активность повысится, и они будут читать художественный текст более вдумчиво и осознанно.
Сформулировав цель риторизации курса литературы Х класса: помочь состояться творческому читателю, желающему и умеющему вступить в полноценный (содержательный) диалог с книгой и автором художественного текста, - мы начали искать пути ее осуществления. Помогает в этом риторика, которую наши ученики и мы, вслед за Минеевой С.А. понимаем как риторическую деятельность по созданию, исполнению, рефлексии, реконструкции замысла уже созданного авторско-адресного, устного или письменного, монологического (потенциального, более или менее выраженного по средствам реализации диалога) или диалогического с разной степенью: от информирования и услаждения до убеждения, агитации и побуждения нехудожественного текста на определенную тему [2]

Всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров. В литературе диалог – одна из форм существования данной сферы искусства. «Чтобы вступить в диалог с творцами искусства и их творениями, стать сотворцами, нужно знать их «язык», иметь опыт, понимать» (Минеева С.А.).

Полноценное диалогическое общение на уроке литературы возможно только тогда, когда в диалог вступают ученик, автор художественного текста, учитель, критик, а центром этого общения становится аудитория. Участники такого диалогического общения открывают для себя и с помощью друг друга художественный текст и постигают его своеобразие.

В курсе литературы Х класса изучаются классические произведения второй половины XIX века, «золотого века» русской литературы, когда на первый план выходит жанр романа. Сложные по проблематике, богатые идейно-художественно, произведения этого жанра представляют определенную трудность для осмысления старшеклассниками, но без постижения сути и многогранности художественных образов невозможно реализовать триединую цель образования (культурный человек – свободный гражданин – творческая личность) и постичь русскую ментальность. Целостное представление о художественном мире писателя может сложиться у учащихся, если попытаться вместе с детьми разработать модель изучения монографической  темы по освоению творчества писателя.

 

Модель изучения темы [3] как гипертекста [4]
 

 

Этап деятельности

Жанры учащихся

помогающие освоению

предметного содержания

обслуживающие процесс

взаимодействия

1. Освоение биографии писателя (реконструкция исходного риторического текста (РТ) и создание собственного  РТ).

Слово о…, представление, мини-лекция, письмо, интервью, дневник писателя, комплимент.

Обращение,

записка, совет,

памятка, инструкция, рекомендация,  предложение, просьба,

благодарность,

пожелание,

комментарий,

фиксация,

заявление,

ходатайство,

отчет,

похвала,

комплимент …

2. Первичное восприятие художественного текста  (ХТ) и диагностика осмысления.

Письмо учителю,

аннотация, отзыв,

впечатление, представление

( литературного героя, себя как читателя, книги).

3. Постановка проблем исследования.

Представление,

фиксация, вопрос,

комментарий.

4.Самоопределение в проблеме исследования.

Представление выбора, сообщение, вопрос, совет себе, пожелание, обращение.

5. Исследование проблем, литературоведческий анализ ХТ. Предъявление результатов исследования в определённом риторическом жанре и промежуточная диагностика.

Вопрос, слово о…,  размышление, сообщение, доклад, похвала, хула, признание, реферат.

 

 

 

6. Обсуждение результатов исследования.

Беседа, круглый стол, интервью, дебаты, диспут, дискуссия.

 7. Рефлексия.

 

 

Размышление, записка, письмо, дневник, исповедь, покаяние.

8. Осмысление творчества писателя. Заключительная  диагностика и рефлексия.

Размышление, отзыв, представление, рецензия, письмо (переписка), статья, доклад, дневник писателя, обращение, похвала, хула,

реферат.

   

Изучение темы начинается с освоения биографии писателя и предлагает те жанры, которые помогают освоить предметное содержание (статья учебника, воспоминания, письма и т.д.) на этом этапе путём реконструкции предложенных РТ и создания, исполнения собственных  РТ разных жанров.

Следующий этап - диагностика осмысления и первичного восприятия художественного текста. Хотелось бы отметить, что на этом этапе работы учащиеся высказывают собственные мнения и впечатления о прочитанном в разных жанрах, опираясь только на личные впечатления и переживания. Жанры РТ, предложенные на данном этапе, помогают учащимся сотрудничать и планировать совместную дальнейшую деятельность. Хотелось бы особо отметить на этом этапе необходимость и уместность работы жанра «Письмо учителю». Считаем, что для дальнейшей диагностики и освоения следующих этапов важно, чтобы ученик вступал в диалог с учителем. Однако не все ученики способны вступить в содержательный диалог устно. Когда же старшеклассник создаёт свой целостный текст в жанре «Письма», он более свободно высказывает свои впечатления и мысли.

Кроме того, благодаря письмам учеников, ещё до изучения произведения в классе можно планировать вместе с учащимися весь путь, который конкретизируется на этом же этапе с помощью РТ других предложенных жанров и на следующих этапах нашей модели. Приведем в качестве примера письмо ученика, написанное перед изучением романа «Рудин».
 

Здравствуйте, уважаемая Елена Геннадьевна!

Решил написать Вам письмо, в котором хочу поделиться своими впечатлениями о романе И.С. Тургенева «Рудин».

Честно говоря, роман мне не очень понравился. «Рудин» мне показался немножко скучноватым. Все движения героя мне представлялись медленными, заторможенными… Не  знаю, может быть, это мое первое впечатление, может быть, я не до конца понял роман. В таком случае надеюсь, что в будущем мне понравиться этот роман.

Сам герой романа вызвал у меня двоякое впечатление. С одной стороны, он показался скучным, слишком заумным и твердым. С другой стороны, все эти качества притягивали к нему остальных людей: Наталью, Дарью Михайловну. Я думаю, что Рудин  - это очень загадочный человек.

Также для меня остается непонятным то, почему же все-таки Наталья Ласунская полюбила Рудина, которому было уже за тридцать, ведь она была так молода. Тем более, что они вообще не подходили друг другу: у них разные мысли, стремления, даже чувства.  Более того, я считаю, что Рудин был не в состоянии любить Наталью, любить по-настоящему, любить душой и сердцем. Неужели Наталья этого не понимала? Я считаю, что здесь дело не в молодости Натальи, не в ее наивности. Сам Рудин говорил, что Наталья очень умная женщина, а ведь услышать от Рудина было большой редкостью.

Да, может, Наталью влекла таинственность, загадочность, присущая Рудину. Но ведь не до такой же степени, что она готова была выйти замуж  за этого человека. Не знаю, может, мне удастся понять это в процессе изучения романа «Рудин». Ну вот и все. Пора заканчивать свое письмо. На этом я прощаюсь с Вами.

 С уважением Софронов Д.  

            Ещё одним жанром, имеющим важное значение на втором этапе, стало «представление», которое можно замысливать и исполнять в двух вариантах:

·        представление персонажа литературного произведения;

·        представление себя как читателя книги – рефлексивное представление.

 

Представление Павла Петровича Кирсанова

Хорошо устроилась нынешняя молодежь... Раньше были просто болваны, а теперь нигилисты. А вот в наше время все было совсем не так! Мы должны были сами учиться, искать объяснения, которые бы нас устроили, мы ничего не отрицали! Я до сих пор чту традиции своего общества. Да, пусть думают, что я чудак и привычки у меня странные, но я не могу иначе: я должен выглядеть опрятно, изящно и думать соответственно. Это у меня в крови, изящество. Пусть думают, что хотят, но я еще очень хорошо помню свою юность, я помню, что значит любить... Но который час? Скоро ужин. Надо переменить рубашку, эта недостаточно накрахмалена. А впрочем... Не прогуляться ли мне перед едой? Поразмышляю. Княгиня... Юность... Как прошло все быстро!.. Как скоро кончилось... Теперь у меня только и осталось, что воспоминания, да и над теми смеются, смеется нынешняя молодежь... А рубашку все же лучше переменить... (подходит к шифоньеру, перебирает рубашки, но его взгляд отрешен, словно Павел Петрович не здесь, в комнате, а где-то далеко, и не рубашки он отодвигает, а пожимает кому-то руки…).

Радостева Татьяна

Тексты, созданные и исполненные в этом жанре, дают пищу для размышлений уже не только учителю, но и одноклассникам, с которыми автор вступает в диалог с помощью своего РТ. Когда ребята представляются, у слушателей всегда возникают интересные вопросы и суждения, которые фиксируются и помогают в дальнейшем продвижении и автору, и аудитории.

         Хотелось бы также отметить на этом этапе продуктивность работы с жанром «аннотация», помогающим через создание и анализ образцов выйти на те проблемы исследования, которые дают возможность старшеклассникам самоопределиться на следующих этапах работы по модели.

Следующий этап – постановка проблем исследования. На этом этапе чётко формулируются проблемы исследования, высветившиеся в результате анализа риторических текстов предыдущего этапа и создания и исполнения РТ определённых жанров в рамках данного этапа.

Затем следует самоопределение в проблеме исследования – очень ценный и значимый для учащихся этап работы. К сожалению, достаточно часто учителя пытаются навязать ученикам свою точку зрения. В представленной модели на этом этапе совместной деятельности, у старшеклассника появляется возможность самому определить то, что его интересует и что для него важно, помочь это сделать другим.

Особо отметим роль жанров: «вопрос» и «обращение» на данном этапе работы. Рассматривамые жанры РТ позволяют учащимся не только самоопределиться, но и найти себе соратников среди одноклассников, вступить с ними в содержательный диалог.

Следующий этап – достаточно традиционный, но хотелось бы отметить и его особенность, связанную с предметностью литературы как учебной дисциплины: наряду с исследованием проблем учащиеся погружаются и в литературоведческий анализ ХТ, что, безусловно, помогает десятиклассникам другими глазами взглянуть на произведение, прочитанное ими. На этом же этапе (а он достаточно длительный) предъявляются результаты исследования в выбранном группой или индивидуально (если исследование осуществлял один человек) риторическом жанре. Любое исследование осуществляется комплексно: исследуется проблема, затем «рождается» текст по данной теме, раскрывающий проблему. Учебная деятельность на этом этапе проходит пошагово, по определённому алгоритму, который разработан десятиклассниками в режиме групповой работы В ходе исследования РТ может и не осуществится в виде выступления перед аудиторией, но это совершенно не значит, что исследование не состоялось. В данной ситуации возможны и выступления в жанрах «заявление», «вопрос», «запрос», «представление», «рефлексивное размышление», объясняющих то, что происходило в группе, или призывающих к сотрудничеству и помощи.

   Следующий этап – это обсуждение результатов исследования, которое строится как диалог нескольких соавторов: учащихся, автора ХТ, критика или литературоведа, учителя. На этом этапе можно использовать помимо риторических различные активные формы преподавания литературы: диспут, суд, заседание редакционного Совета и т.д.

   Затем следует рефлексивный этап. Иногда рефлексией заканчиваются отдельные уроки в рамках темы, когда учитель и учащиеся чувствуют, что произошло что-то важное, значимое. Чаще же рефлексия проводится в конце изучения темы.

  И, наконец, последний этап. Он включает и работу над итоговым РТ определённого жанра в конце изучения темы, и последующую рефлексию пути (до получения отметки), пройденного на данном - завершающем – этапе работы, когда создаётся итоговый продукт старшеклассника, позволяющий  диагностировать уровень осмысления им творчества того или иного писателя или поэта.

Итак, работа по предложенной модели в Х классе помогла учащимся почувствовать себя творческими читателями, о чём свидетельствуют риторические тексты, созданные старшеклассниками, и их итоговые рефлексии:

·        Понял, насколько важную и ключевую роль в судьбе человека играет выбор, от которого может зависеть всё дальнейшее будущее (Дима Софронов).

·        Было очень интересно прожить жизнь с такими персонажами, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер (Ксения Рыбьякова).

·        Научилась сопереживать и разбираться в людях (Надежда Шутова).

·        Мне стало проще видеть проблемы на страницах книги, анализировать их на уроке

     ( Анна Комарова).

·        Я открыла для себя художественную литературу, которая мне интересна. И когда читаешь её с удовольствием, тебе легче понять её, понять те проблемы, которые в ней заложены, которые хотел раскрыть автор (Анна Коптева).

·        Стало легче работать, легче анализировать произведения…Стало намного проще и интереснее ( проще – не в смысле «поверхностнее», а «Без трудностей») читать и писать сочинения (Ксения Кобелева).

·        Появилась привычка читать между строк, жаль! Потому что теперь абсолютно невозможно просто  читать, постоянно ищу скрытый смысл. Кроме прочтения, я ещё пытаюсь делать первичный анализ действующих лиц, их поступков (Андрей Пахоруков).

·        Я поняла, что все имеют разные точки зрения и со временем всё более глубокого осмысления моя точка зрения на одни вещи менялась, на другие – укреплялась. Мне кажется, нельзя однозначно трактовать роман, потому что понимание некоторых проблем приходит со временем, с более глубоким осмыслением. (Анна Простолупова).

·        Я даже прочитала сама те произведения, которые мы не проходили; для этого даже нашлось время, которого раньше никогда не было (Евгения Грабарь);

·        Появилось желание ещё раз встретиться с авторами ХТ, перечитать те или иные произведения или прочитать другие произведения автора (мнения нескольких учеников).



1 №6, 2000.

2 Минеева С.А. Риторика в развитии культурно-речевой ситуации России. / Всб. Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000, с.358.

3 При разработке данной модели использована концепция поэтапного изучения темы, разработанная Горбач Л.В.

4 Все разножанровые риторические тексты на определённую тему в рамках учебного предмета можно рассматривать как единый ГИПЕРТЕКСТ – сложный риторический текст большого объема на одну тему.

Категория: ЗУУНЦ (Пермь) | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 1470 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: