Суббота, 18.11.2017, 01:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » Общие вопросы

Голанова Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности
02.05.2009, 21:50

1.1. Для языковой ситуации последних десятилетий ХХ века, отражающей новую общественно-политическую реальность России, характерна актуализация разных форм публичной речи, прежде всего - публичного диалога.

 

Основная прагматическая цель публичного диалога - получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через массмедиа для широкой публики. Целенаправленность этой информации, обращенность к "двойному" адресату, ориентация на массовую аудиторию - общие исходные позиции, которые определяют и ряд общих черт в языковом облике разных типов публичного диалога (формулы обращения и поддержания контакта, выбор языковых средств, экспрессивные приемы, типы связи реплик-высказываний).

 

1.2. Коммуникативно-речевое пространство публичного диалога (ПД) включает такие традиционные жанры, как "интервью", "беседа", "прессконференция", "круглый стол" и некоторые др., широко представленные средствами массовой информации.

 

Значительные жанрово-стилистические различия этих типов ПД связаны с действием ряда коммуникативно-прагматических факторов: цель и тема диалога; ситуация, обстановка, в которой он происходит; социальный статус и языковая компетенция говорящих; вид масс-медиа, канал информации (телевидение, радио или пресса).

 

Наиболее востребованным типом ПД в наши дни стал жанр интервью ("И"), выступающий в двух своих разновидностях - "И" звучащее и "И" печатное.

 

2.1. Современная публичная коммуникация создает новые типы текстовых структур, основанных лишь частично на диалоге, где нет четких границ между диалогическими и монологическими формами, где диалог может идти на фоне театральных вставок или музыкальных иллюстраций, как комментарий, как дополняющий и разъясняющий текст.

 

Появлению новых жанров и типов речи активно способствуют современные масс-медиа (ср., например, теледебаты и дискуссии, теле- и радиоигры с вопросами и ответами, телеобщение с "героями дня" и "героями дня без галстука", разноголосые ток-шоу).

 

2.2. Номинация "ток-шоу", соединяя в своей семантике два смысла - "разговор, диалог" и "представление, зрелище" - стала удобным обозначением большого круга медийных программ, от интерактивных игр до общественного обсуждения серьезных, актуальных проблем. Жанр ток-шоу занял свое место в общей системе массовой публичной коммуникации, которая, используя "технические завоевания", широко отражает "сложные формы речевого общения и взаимодействия и структурные своеобразия того общества, в котором она осуществляется" (В. В. Виноградов).

Категория: Общие вопросы | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 1703 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: