Пятница, 26.04.2024, 17:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Минеева С.А. Проблемы и трудности риторизации

Минеева С.А. (г. Пермь)
Проблемы и трудности риторизации
(«Риторика диалога в становлении научно-гуманистической системы образования: проблемы исследования и преподавания». Материалы XI научно-практической конференции. 10-11 ноября 2002 года. / Под ред. Минеевой С.А. – Пермь: ЗУУНЦ, 2002)

 
   Риторизация – это процесс преобразования, т.е. совершенствования и развития, образовательного процесса в целом, преподавания любой учебной дисциплины средствами риторической деятельности участников процесса.
   Что это за средства? Прежде всего, методологические средства полноценной деятельности общения, в которой в конкретной ситуации реализуются действия и отношения субъектов. Отношения – безусловно, диалогические, а действия – влияние друг на друга (с разными целями и задачами, степенью интенсивности и качества) авторско-адресными речевыми высказываниями (или риторическими текстами определенных жанров).
   Известно, что в методологии существует два уровня: система методов и способов деятельности в том, что изучается, и осмысление этих путей и способов деятельности. Риторизация предполагает преобразование образовательного процесса с помощью методов и способов общения субъектов этого процесса, а также осмысление реальных путей и способов речевого взаимодействия.
   К проблемам и трудностям риторизации как методологии общения можно отнести недостаточное понимание учителями и учащимися сущности общения, диалога, способов его осуществления; неумение создавать предпосылки и условия для полноценного диалога; невладение способами диалогического общения. Кроме того, отметим незнание и непонимание, как целесообразно преобразовывать, обновлять содержание и методы преподавания своей учебной дисциплины, чтобы ученик осваивал их в диалоге со сверстниками, учителем и разнообразными текстами культуры (от учебных, научно-популярных, познавательных, до научных источников).
   Риторизацию имеет смысл рассматривать и как механизм гуманитаризации образования. «Гуманитаризация – это процесс конкретизации гуманизации образования применительно к духовной жизни каждого ребенка, средство ее осуществления в соответствии с индивидуальными интересами, способностями развития каждой личности на основе приобщения ее к ценностям культуры. Гуманитаризация – это направленность образования на воспитание в каждом ребенке самостоятельной, свободной личности (творческой индивидуальности), способной в диалоге с миром осваивать, понимать, переживать в себе духовную жизнь общества, ценности истории культуры и осмысленно участвовать своим творчеством, поступками в культурной жизни общества, преображая себя и мир. Если гуманизация «очеловечивает» образование, соединяет образ мира и образ человека в личности ребенка, то гуманитаризация «одухотворяет» жизнь ребенка и его взаимоотношения с миром» (Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года. – Пермь, 2000, с.41.).
  Риторическая деятельность инструментализирует диалог и человеческое проявление субъектов образования. Риторизацию можно рассматривать и как технологию преподавания, когда процесс познания и воспитания строится как диалог, общение с текстами и конкретными личностями, приобщение к ценностям культуры (Подробнее в сборниках, подготовленных ЗУУНЦ и кафедрой риторики и риторизации школы №149).
  Наибольшие трудности, которые испытывают учителя, реализующие риторизацию как технологию преподавания, связаны с преодолением авторитарности и технократизма. (Технократизм понимается как устаревшая форма функционирования научно-просветительской системы образования (и форма мировоззрения в ней), порождающая отчуждение массового образования от индивидуального развития личности ученика, лишающая всех участников образовательного процесса качества субъектов творческой деятельности, превращающая их в средство тиражирования готовых знаний, норм, бессмысленной зубрежки. См. Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года. С. 160).
   Продуктом и результатом риторизации образовательного процесса является разножанровое диалогическое общение субъектов, обеспечивающее их развитие и самореализацию. Продуктом и результатом риторизации преподавания учебных дисциплин является не только жанровое диалогическое общение (учебный диалог и учебное сотрудничество как развивающая технология), но и освоение способов диалога с различными текстами. «Текст представляет интерес именно как материализованное выражение духовной культуры, как важное средство познания социально-исторической реальности. Проблема заключается в том, чтобы распредметить субъективные смыслы, объективированные в текстах, «услышать» в них человеческие голоса, через тексты и с помощью текстов проникнуть в «дух» минувших эпох, чужих культур» (Коршунов А.М., Маматов В.В. «Диалектика социального познания». – М., Политиздат, 1988. С. 288-289).
  Десятилетний опыт проведения проблемно-целевых семинаров и иных интерактивных форм обучения дает нам основание утверждать, что настоящей острой проблемой учителей является неумение понять текст, войти с ним в диалог. Понимание и есть узнавание и реконструирование смысла текста, перевод линейной последовательности языковых знаков текста в представление их смысла. Учителя «страдают» несколькими опасными заболеваниями: они готовы воспроизводить (пересказывать) тексты, не понимая смысла; они «выхватывают» отдельные отрезки, более знакомые или привлекшие их внимание, и выдают их за понимание всего текста; они произвольно сжимают, сокращают текст, искажая его смысл; они приписывают тексту смыслы, игнорируя контекст. 
 Попытаемся уточнить некоторые аспекты с помощью идей М.М. Бахтина. «За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством. Это в какой-то мере выходит за пределы лингвистики и филологии» (Бахтин М. Проблема текста. Опыт философского анализа. С. 125-126.)
  Научиться понимать устройство текста и отношения текста и контекста любому учителю и ученику может помочь риторика. «Значения слов, в конце концов, можно объяснить, используя словари… Но и после этого текст останется непонятным, если не устанавливаются связи фраз и отрывков, обусловленные собственными законами текста» (Коршунов А.М., Маматов В.В. «Диалектика социального познания». С. 290).
  Еще несколько замечаний по поводу соотношения текста и контекста. Собственно понимание – это выяснение соотношения текста и его контекста. «Контекстом принято называть те отношения, которые делают текст осмысленным. Мы различаем микроконтекст, макроконтекст, а также диалогический контекст. Микроконтекст – это ближайшее «окружение» текста. Так, предложение получает смысл в контексте абзаца, абзац – в контексте главы, глава – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора и т.д. Макроконтекст – это некоторая система культуры, ядром которой является соответствующая мировоззренческая «модель мира».
  Диалогический контекст – это контекст нового опыта, новой историко-культурной традиции, в рамках которой текст теперь функционирует и оценивается. Ведь он живет в двух контекстах – внутрикультурном (авторском) и контексте адресата. Такова его диалогическая природа. Диалогические отношения … – это особый тип смысловых отношений, членами которого могут быть только целые высказывания, за которыми стоят субъекты. Два текста, даже отдаленные друг от друга и во времени, и в пространстве, при смысловом сопоставлении могут обнаруживать диалогические отношения, если между ними есть хоть какая-нибудь общность темы, проблемы и т.п. … Рассмотрение текста в диалогическом контексте выводит понимание на новый – эвристический – уровень. Здесь преодолевается ограниченность конечных форм его истолкования, связанных с авторским замыслом и внутрикультурным контекстом. Происходит   перемещение акцента с интерпретации текста в его собственных культурных параметрах («текст в себе») на оценку его значения для обогащения смыслового потенциала нашей культуры («текст для нас»). Для эвристического понимания уже недостаточно эмпирической опоры на текст. Оно предполагает овладение теми аспектами смысла, которые возникают в результате функционирования текста в новом контексте. Текст выдает различную информацию в зависимости от диалогического контекста, от развитости субъекта интерпретации» (Там же, с. 296, 298-299).
  Итак, мы выделяем еще одну проблему, с которой сталкивается учитель, – его культурный уровень, развитость как субъекта интерпретации. 
  Риторизация как путь к диалогу с текстом – важное звено повышения качества образования. Еще один аспект риторизации, который хотелось бы рассмотреть, – это использование риторических текстов разных жанров, создаваемых учащимися индивидуально или в ходе коллективно-распределенной деятельности в качестве инструментов диагностики освоения предметного знания, личностного и социального развития (См. об этом подробнее в сб. Риторический текст как инструмент диагностики предметных знаний и личностного развития учащихся. По материалам проблемно-целевого семинара 21-22 марта 2000 года. / Автор-разработчик семинара Минеева С.А., при участии Горбач Л.В. - Пермь: ЗУУНЦ, 2001; Способы диагностики предметных знаний и личностного развития учащихся средствами риторики. По материалам проблемно-целевого семинара 5-6 июня 2000 года. / Авторы-разработчики семинара Минеева С.А., Горбач Л.В. - Пермь: ЗУУНЦ, 2001.)
  Несколько слов о риторизации в контексте функционирования и развития образовательного учреждения. Риторизация является более действенным инструментом обновления образования, если она сочетается с другими средствами, такими как развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, правовое воспитание (освоение и реализация прав и свобод субъектов образования) и др. Риторизация имеет наибольшую эффективность, если риторика в школе преподается как сквозной курс и как риторика диалога, если риторические знания, умения и способности, приобретенные учениками, востребованы учителями-предметниками других учебных дисциплин. Риторизация в этом случае может стать основой интеграции образовательного процесса и отдельных школьных предметов.
  Риторизацию можно рассматривать как путь к освоению и становлению диалогической культуры в школьном образовании.