Четверг, 25.04.2024, 18:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Филострат


С именем Флавия Филострата (II-III вв. н.э.) до нас дошло несколько крупных произведений, из которых главнейшим является "Образы", или "Картины" ("Eicones")... Две книги "Картин" принадлежат, видимо, Филострату Старшему, деду, одна книга – Филострату Младшему, внуку. В этом собрании мы находим описание памятников живописи. Филостраты как будто бы идут по музею, останавливаются перед каждой картиной и дают ее описание. Эти описания полны риторики, всяких искусственных приемов и даже вычурности изложения.
Алексей Лосев, исследователь античности

Задание 1.
  • Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
  • Где происходят события, описываемые в тексте?
  • Какую роль в описываемой ситуации выполняет сам Филострат?
  • Кто является его адресатом?
  • Каковы коммуникативные цели Филострата?
Филострат Старший (170-250 гг)
Картины
Книга I (отрывки)
 
     В данное время речь идет не о художниках в живописи, не об их биографиях; а о тех произведениях живописи, о которых была у меня беседа с молодежью. Ее я вел с целью  объяснить им эти картины и внушить  интерес к вещам, достойным внимания.  Поводом к этой беседе для меня было вот что: у неаполитанцев было устроено состязание в красноречии – этот город в Италии заселяют жители, по происхождению греки, очень культурные, потому и в своей любви к речам они настоящие эллины.
  Так как я не хотел выступать публично, то много мне беспокойств доставляла толпа молодежи, которая постоянно приходила ко мне в тот дом, где гостил я у друга. Отдыхая здесь, я жил вне городских стен, у моря, в предместье; в нем была галерея, обращенная открытой своей стороной к Тирренскому морю... Главным ее украшением были рисунки: там были картины, которые кто-то собрал и выставил здесь с хорошим знанием дела. По этим картинам можно было ясно судить об искусстве многих художников. И лично я думал, что надо сказать похвальное слово этим картинам, кроме того, у моего приятеля, где я гостил, был сын, очень юный еще, лет десяти, но очень любивший слушать и прилежный к ученью. Он меня подстерег, когда обходил я эти картины, и обратился ко мне с просьбой разъяснить ему их содержание. Чтобы он не считал меня грубым невеждой, я сказал ему: «Пусть будет так; о них я прочту тебе лекцию, когда соберется вся остальная молодежь». Когда они подошли, я сказал: «Пусть этот мальчик будет застрельщиком нашей беседы и весь ход нашей речи пусть зависит лишь от него; вы же, идя следом за нами, не только молча во всем соглашайтесь, но и ставьте вопросы, если я при этом скажу, что вам будет неясно»...

Задание 2.
  • Прочитайте тексты речей, которые произнес перед слушателями Филострат. Это описания некоторых картин.
  • Какие риторические приемы использует Филострат для достижения цели?