Каталог файлов
Главная » Файлы » ЗУУНЦ (Пермь) |
12.04.2009, 20:19 | |
РИТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ Чтобы строить риторическое пространство школы, нужно попытаться создать в ней «критическую массу» учителей, которые, восприняв идею риторического просвещения и риторизации, неизбежно начнут оказывать влияние на других членов педагогического коллектива, учащихся и жизнь школы. Риторическое образование педагогов может проходить в два этапа: 1 - научно-практический семинар «Основы межличностного и профессионального общения»; 2 - реализация проекта «Школа риторики для учителя». Формы и способы совершенствования риторической подготовки современного учителя могут быть самыми разными. Важно, чтобы они были (согласно мысли Солона о том, что слово есть дело). Одной из важнейших задач учебного предмета Риторика является не только формирование у учащегося представления о закономерностях и механизмах создания, исполнения и самостоятельного осмысления (рефлексии) авторского риторического текста, но и развитие умений и устойчивых навыков, необходимых для эффективного публичного выступления, а также общения в целом. В данном случае мы придерживаемся мнения С.А. Минеевой. Однако полагаем, что с этим утверждением, наверное, может согласиться абсолютное большинство специалистов вне зависимости от того, какого направления в преподавании риторики придерживается каждый из них. Не менее значимо и то, что риторика как учебный предмет призвана развивать вкус к риторической деятельности (далее – РД), а также создавать оптимальные условия (возможности) для успешной самореализации личности через Слово. Мы неоднократно отмечали, что вкус к РД, к изобретению собственных текстов в различных жанрах редко у кого появляется стихийно. Подобное свойство речевого поведения у любого учащегося человека (школьника, студента, повышающего свою квалификацию специалиста) зачастую может проявиться под воздействием личности преподавателя. Зарождение такого свойства и его совершенствование во многом может быть обусловлено тем, служит ли педагог для учащегося неким образцом речевой жизни, примером культуросообразной РД. Педагог должен быть риторически высокограмотным человеком (в дополнение к тому, что он, вне сомнения, должен очень хорошо владеть своим предметом). Именно поэтому риторика в качестве учебной дисциплины должна занять одно из самых значимых мест при подготовке и переподготовке преподавателя. В настоящий момент мы не будем развивать мысль о том, что для успешного роста всякого человека как активного и истинного деятеля в любой из областей жизни (в сообществе и соавторстве с другими людьми) риторика и культура общения должны стать очень важным звеном образовательно-воспитательного процесса в школе в период ее модернизации. Тем не менее, такое положение вещей на сегодняшний день необходимо признать мечтой. В связи со сказанным не в первый раз встает вопрос о том, что и как следует с помощью ассоциации риторики делать системе педагогического образования для повышения степени риторической грамотности учителя, которую следует признать одной из составляющих педагогической культуры. Риторическая грамотность педагога - в значительной мере залог риторической культуры общества. Возвращение истинной риторики, риторики диалога, в круг базовых дисциплин и в школе, и в вузе важно и потому, что в последнее время слово риторика нередко употребляется с четко выраженным отрицательным оттенком значения. На наш взгляд, такое мнение о риторике в российском социуме, к сожалению, во многом поддерживается как «благодаря» выступлениям многих формально ответственных людей в публикациях, на радио и телевидении, так и реальной речевой практике самих журналистов, созидающих речевую плоть и кровь, скоро и верно пластически изменяющих риторическое лицо российских СМИ. И в этом смысле перед преподавателем встает задача противостоять влиянию коммуникативно выхолощенной псевдориторики. Для этого нужно становиться действительно риторически грамотным и искусным, а в идеале - истинным ритором. Возможно, что процесс повышения уровня риторической подготовки педагога легче организовать в достаточно крупных центрах, где есть вузы, особые кафедры и специалисты. Но решить эту задачу в достаточно полном объеме только этими силами и лишь в крупных городах, очевидно, невозможно. Надо действовать, как говорится, на местах, в том числе и на значительном удалении от вузовских и научных центров. Одним из таких регионов можно считать Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - • пермской Школы риторики Западно-Уральского учебно-научного центра под руководством доцента, методолога С.А.Минеевой (далее - ЗУУНЦ), • кафедры теории и практики коммуникации воронежского ИПКПРО, заведующим Мы полагаем, что относительно успешной и эффективной деятельность по совершенствованию риторической подготовки педагогов может быть только тогда, когда ее Исходя из этого, мы подумали, что процесс риторического образования и преобразования педагогов может проходить в два этапа: 1) проведение научно-практического семинара по основам межличностного и профессионального общения (далее - НПС ОМПО), 2) реализация проекта «Школа риторики для учителя», Основной экспериментальной площадкой стала МОУ Гимназия г.Салехарда. (естественно, что вместе с тем шло и идет включение в учебный процесс нескольких речеведческих (в том числе и коммуникативных) дисциплин и проверка на практике своеобразной модели их преподавания, а также самими педагогами и учащимися ведется научно-исследовательская работа по проблемам риторики и культуры общения). Для координации усилий в работе по всему спектру деятельности по указанной проблематике в Мы апробировали различные варианты реализации НПС ОМПО: а) объемом 34 а/ч в течение полутора учебных годов (МОУ Гимназия г. Салехарда); б) объемом 18 а/ч в продолжение одного учебного года (МОСШ № 4 и № Следует особо отметить, что в каждом из случаев указанный семинар проводился для всего педагогического коллектива. И только после этого из части педагогов-слушателей семинара, выразивших желание начать или продолжить свой путь в риторику, была сформирована группа для обучения на курсах повышения квалификации «Основы общей и педагогической риторики (Школа риторики для учителя)». Для нас принципиально важно, чтобы учитель, какой бы предмет он ни преподавал, или иной сотрудник образовательною учреждения или муниципального управления образованием пришел учиться в Школу риторики по собственному желанию, то есть с достаточно высоким уровнем мотивации. Для того, чтобы начать создавать Школу риторики для учителя на Ямале при научно-теоретическом практическом содействии ЗУУНЦ, мы разработали особую программу курсов повышения квалификации, названную «Основы общей и педагогической риторики (Школа риторики для учителя)», которая была включена в пакет документов при лицензировании института. Данная программа рассчитана на 144-160 учебных аудиторных часов и предназначена для педагогов различных специальностей (учителей начальных классов, предметников, социальных педагогов, школьных психологов и работников административного звена). При этом мы считаем важным, чтобы все они занимались в одной группе, поскольку одной из задач (точнее сверхзадач) подобной Школы является оптимизация морально-психологического климата в коллективе, процесс узнавания друг друга не только (и не столько) с профессиональной, но и с личностной стороны. Обстоятельства складывались таким образом, что мы пробовали (нам пришлось) проводить Школу риторики также в различных временных вариациях: 1) в течение двух учебных лет, используя дни осенних, зимних и весенних каникул (4 сессии, одна из которых проходила в два этапа) (МОУ Гимназия г. Салехарда, I Ямальская Школа риторики); 2) в ходе двух сессий (первая длительностью 9 дней и вторая - семь), прошедших в продолжение одного учебного года (M0CШ № Творческий импульс по отношению к задачам и практике риторической подготовки действующих в настоящее время педагогов самых различных специальностей, идущий и от сотрудников Управления образованием г. Муравленко, и от директора школы, и от ее организаторов, стажеров и преподавателей, в результате выразился еще и в возникновении небезынтересной, на наш взгляд, идеи. Суть ее в том, чтобы в течение достаточно длительного периода (4-5 лет) попытаться выстроить модель риторического образовательного пространства малого северного города. Для этого, прежде всего 1) научно-практический семинар «Основы межличностного и профессионального общения», а затем 2) полноценные курсы повышения квалификации «Основы общей и педагогической риторики». | |
Просмотров: 2473 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |