Пятница, 03.05.2024, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог файлов

Главная » Файлы » ЗУУНЦ (Пермь)

Черемных М.В. Обучение риторике во внеучебной деятельности
08.04.2009, 08:04

Обычно начиная какой-либо проект, организаторы задумываются о том, насколько идея проекта соответствует возможностям детей, которым предстоит в этом проекте работать.

Разрабатывая идею летнего лагеря «Журналистика для общения», мы опирались на опыт преподавания риторики в Пермском классическом университете (филологический факультет, специальность «Журналистика»). В ходе преподавания выяснилось, что у студентов различный потенциал, разные способности реализовывать потенциал предмета в учебной, профессиональной и  личной сферах деятельности. Сравнивая две группы студентов: пятого и третьего курса, отметим, что третьекурсники с энтузиазмом восприняли способы деятельности и технологии обучения, предложенные в рамках курса: с интересом выполняли практические задания, активно участвовали в обсуждениях, формулировали проблемы и трудности, возникающие в их речемыслительной деятельности. В то время как студенты пятого курса демонстрировали освоенные ими приемы традиционного образования (пересказ, ответ или вопрос только по настоятельному требованию преподавателя и т.п.). Анализируя учебную ситуацию, мы пришли к выводу, что введение новых предметов или технологий к моменту завершения какого-либо образовательного этапа сопровождает процесс дополнительными трудностями в виде системы сложившихся стереотипов. Именно учитывая этот горький опыт, мы отважились заниматься журналистикой с учащимися начальной школы, изучающими риторику.

Традиция освоения журналистской деятельности начала складываться в МОУ «СОШ №149» с 1998 года, когда появилась школьная газета «149 Новостей». С тех пор многое изменилось. Менялись участники Пресс-центра, освещающего различные риторические события, которые проводились силами МТО «МиР», в нашей жизни происходило много интересных событий, появилось молодежное творческое объединение «МиР», закончили свое существование газета «149 Новостей» и «Пермский риторический вестник». Но потребность выразить свое отношение к событию, поделиться мыслями, встретиться с интересным человеком и открыть его взгляды, ценности по-прежнему актуальны для учащихся.

Конечно, для большинства сегодняшних журналистов пять лет «МиР»а – история, потому что участники лагеря ─ это в основном учащиеся V «А» класса. Но сформировавшиеся в школе традиции социальной практики позволили расширить контекст деятельности. Для нас журналистика – это увлекательная игра, в которой учащиеся действую от роли, открывают новые способы самопрезентации, общения, учатся эффективно взаимодействовать. Думается, что подобный опыт поможет учащимся раньше включиться в общественную жизнь и быть более критичными по отношению к СМИ, т.е. осуществлять качественный выбор и не становиться объектом манипулирования.

  В современном обществе складывается запрос на людей, обладающих лидерскими качествами, тех, кто способен продвигать идеи. Деятельность в риторических проектах позволяет учащимся обрести и развивать лидерские качества.

В 2005 году впервые провели профильный летний риторический лагерь «Журналистика для общения», деятельность которого была достойно оценена группой экспертов летних городских площадок. I место в городском конкурсе летних лагерей; удивление экспертов, которые спрашивали: «Как вы смогли научить детей свободно общаться и представлять себя и свои идеи?»

Идея летнего риторического лагеря «Журналистика для общения» разрабатывалась в расчете на учащихся IV-VII классов, активно сотрудничающих с молодежным творческим объединением «МиР», участников клуба юных журналистов «Героика слова».

Почему авторы-разработчики проекта определили журналистику как возможность открыть и освоить с учащимися способы общения? Мы не ставим таких масштабных задач как, например, вырастить профессиональных журналистов – пусть этим занимаются профессионалы. Для нас журналистика – область деятельности, наиболее востребующая риторические знания и умения. Привлекательными оказались следующие возможности, открытые журналистикой как сферой деятельности:

-          возможность общения с разными людьми от роли;

-          актуальность разработки и исполнения текстов разных жанров;

-          видимый результат (текст, беседа как опыт общения, организованной событие, акция)

В лагере учащимся предлагалось в технологии сценарного проектирования освоить азы деятельности журналистов, организаторов, специалистов по связям с общественностью, по рекламе. Считаем, что, живя в период активных самопрезентаций, каждый образованный человек нуждается в способах представления себя и своих возможностей.

Основной риторический принцип деятельности участников лагеря заключался в разработке и исполнении риторического текста (в том числе и текста-диалога): будь то сценарий акции или события, речь на Открытой трибуне, авторско-ответный текст как отклик и т.п.). Все созданные учащимися тексты «вырастали» из задач дня и отражали деятельность каждого участника проекта. Учитель выступал в роли консультанта, принимал участие в совершенствовании текстов, способствовал освоению риторико-журналистской теории.

        Разнообразен жанровый и проблемный репертуар текстов, созданных в теплые июньские дни активистами МТО «МИР». Рекламные тексты и плакаты, сообщения и доклады, обращения и размышления, сценарии и впечатления, вопросы и интервью, беседы и отзывы, – вот неполный список жанров, востребованных активной жизнью и деятельностью участников лагеря.

      Итогом деятельности лагеря была акция «Открытая трибуна», на которой каждый представлял общественности школы и представителям городского комитета образования свой, на его взгляд,  самый удачный текст. Приведем в качестве примера некоторые тексты, представленные учащимися.

 

Впечатление от празднования дня рождения А.С. Пушкина

«Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости нашей школы! Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от праздника, который недавно проходил в нашем лагере. 6 июня мы с ребятами и с преподавателями отмечали день рождения А. С. Пушкина.

Мне очень понравилась, что в начале XXI века мы помним и чтим А. С. Пушкина. Но поразило то, что  многие люди  не знают о том, что в июне его день рождения. Почему так случилось? Ведь А.С. Пушкин очень знаменит своими стихами и сказками, которые мы знаем с детства. И на  этот вопрос я хочу найти ответ. Я думаю, что наш праздник помог каждому из нас встретиться с великим русским поэтом и задуматься о нашем отношении к русской культуре.

Я считаю, что главное достижение праздника – наша память о русском поэте и писателе, об А.С. Пушкине».

Черемных Вася
 

Мир моих увлечений

«Здравствуйте! Меня зовут Каменева Анастасия Васильевна. Я учусь в школе №149 в V«А» классе. Я бы хотела вам познакомить вас с миром моих увлечений.

      Первое о чём я хотела бы рассказать это прогулка. Гуляю я каждый день в выходные с 12 00 до 22-00, а в будни с 16 30 до 22 00. Я люблю гулять, потому что я люблю дышать свежим воздухом. На прогулке можно поиграть попрыгать и хорошо повеселиться. У вас возникает вопрос: когда и где я делаю уроки? Уроки я делаю в школе во вторую половину дня, а затем приезжаю домой переодеваюсь и сразу же иду гулять.

        Ещё я люблю сочинять стихи. В последнее время я почему-то не нахожу время писать стихи но не теряю к этому интерес. Вот один из моих стихов:                 

Вот закончился урок

Прозвенел звонок

Мы из класса выбегаем

И друг друга догоняем

Вот так мы в перемену играем.

         Я рассказала вам о своих главных интересах и ещё хочу добавить, что когда я гуляю, ко мне в голову лезут слова и они сами собираются в рифму и, когда я прихожу домой, я записываю эти стихи, то они остаются в тетрадке на всю жизнь».                                  
       Каменева Анастасия
 

Мой выбор

«Здравствуйте! Я - Антон Корнилков.

В летнем лагере риторики мы с ребятами и учителями решили провести праздник, посвящённый дню рождения Александра Сергеевича Пушкина - великого русского поэта и писателя. Ведь этот праздник отмечает вся страна! Кроме того, мы решили провести это мероприятие, потому что хотели узнать о Пушкине что-нибудь новое и интересное. 

Каждому из нас предложили выбрать стихотворение А.С. Пушкина. Я полистал трёхтомник поэта и остановился на стихотворении «Лиле». Вы спросите: «Почему?»

Хорошо! Я вам расскажу...

Лила, Лила! я страдаю

Безотрадною тоской,

Я томлюсь, я умираю,

Гасну пламенной душой;

Но любовь моя напрасна:

Ты смеёшься надо мной.

Смейся, Лила: ты прекрасна

И бесчувственной красой.

Это стихотворение созвучно событиям моей жизни. Ведь многие девчонки смеются над ухаживающими за ними ребятами. А это так обидно! Тем более, когда над тобой смеётся девочка, которая нравится…

Я обратил внимание на то, какие интересные выражения для отражения своих чувств находит Пушкин: «бесчувственной красой», «безотрадною тоской». С какой иронией он относится к этой ситуации.

Потом я задумался и… рассмеялся! Вот здорово! Прошло почти двести лет, а люди не очень-то изменились».
Антон Корнилков
 

Открытая трибуна

«Люди с ограниченными возможностями + общество = ?»

«Мою самую лучшую подругу зовут Валя. Она болеет. Когда я познакомилась с ней, я не подозревала, что она болеет. Все было хорошо: она ходила в школу, дружила со мной. Но однажды она не пришла. Я испугалась, когда узнала, что Валя болеет артритом.

 Я ходила к ней домой и поддерживала ее. А теперь с ней все в порядке. Надеюсь, что она больше никогда не будет болеть».
    Лобанова Лида
 
«Я хочу ответить на вопрос: зачем мы ходили в реабилетациноный центр?Я считаю, что мы ходили, чтобы развеселить и поднять настроение у тех детей, которые физически или умственно больны. Мы ходили туда, развлекать и поднимать им настроение. Я считаю, что нам это удалось. Потому что у нас были бурные аплодисменты, почти у каждого номера, и они мне очень понравились. И я готов к ним ходить. Ну, не что бы развлекать, а что бы поддерживать».
Черемных Вася
 
«Здравствуйте! Я Наговицына Маша. Сегодня я с лагерем иду в реабилитационный центр, и я совсем не боюсь, потому что в своей жизни я много видела таких людей. Именно людей, потому что они такие же простые люди, как и мы. А отличаются они только своими ограниченными возможностями. Часто в жизни этих людей возникают трудности с общением. Я всегда таким людям стараюсь протянуть руку помощи, чтобы хотя бы чем-нибудь им помочь».
Наговицына Маша
 

«Нам задали тему «Люди с ограниченными возможностями», но я не совсем считаю, что я такой человек. Сейчас я бегаю, но конечно не так быстро. Я ходила на костылях, не бегала  на физкультуре. Мне не нравилось, когда меня дразнят. Дома я сидела с козой (коза это такая штука из гипса. К ней привязывают пять килограмм соли и у меня удлиняется нога). А еще мне мама сама выпрямляла ногу и мерила его кубиками. Я лежала в больнице.

Но я знаю, что никто не виноват в этом, в том, что я болеют какой-либо болезнью. И всем обязательно хочется вылечиться».
Седегова Валя
 
«К людям с ограниченными возможностями общество относится по-разному. Некоторые люди их презирают, считают их отбросами общества. Но это не так. Я всегда, когда вижу бабушку с палочкой, у которой упала палочка, я всегда падаю и помогаю. В нашем дворе есть девочка. Она уже в девятом классе, но ростом она намного ниже меня. Дружат с ней немногие, но я стараюсь с ней дружить, т.к. понимаю ее».
Ирина Цымбалюк
 

     Так началось еще одно риторическое дело, которое, возможно, станет новой традицией.

   Одной из характеристик гражданского общества является общественный запрос на диалог. Считаем, что чем раньше учащиеся начнут осваивать способы диалогического взаимодействия, тем вероятнее, что они смогут получить качественное образование и реализовать свои интересы и способности в различных сферах человеческой деятельности. Думается, что участие в риторических акциях и проектах, которые регулярно реализуются участниками МТО «МиР», позволит учащимся обрести социальную адаптацию к современным СМИ. Приобретая представление о деятельности журналиста, молодые люди становятся критичными, способными к профессиональной и личностной самореализации.

 

Категория: ЗУУНЦ (Пермь) | Добавил: lab-ritor
Просмотров: 1234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: