Четверг, 28.03.2024, 20:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М., Тайницкая В.В. "Риторика" и "Окружающий мир": проблема использования речевых жанров
   Создатели программы курса «Детская риторика» (под редакцией Т.А. Ладыженской) отмечают, что «современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет». Такая позиция авторов вполне объяснима, но в современных условиях, как нам представляется, роль риторики может быть более значимой.   
   Главное внимание в курсе «уделяется формированию коммуникативных, риторических умений». В то же время, в связи с введением стандартов второго поколения, задача формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УДД) рассматривается как одна из основных задач образования.
   Разработчики стандартов отмечают: «все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера последних». Однако в реальной практике этот потенциал не используется. Как может риторика помочь его реализовать?
    Один из смысловых блоков курса риторики – «Речевые жанры» - дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. На уроках риторики школьники знакомятся с образцами конкретного жанра, осваивают его, используют при создании своих текстов. На наш взгляд, приобретенные на риторике умения и знания о речевых жанрах, ребенок способен эффективно применять на занятиях других учебных предметов.
     В данной статье обосновывается тезис о целесообразности использования речевых жанров и различных типов текстов на разных учебных предметах (на примере курса «Окружающий мир»).
    Мы убеждены, что учителю необходимо постоянно и целенаправленно создавать условия для реализации учащимся своих риторических умений, т.е. дидактически точно определять целесообразность применения того или иного жанра на различных учебных предметах, этапах урока, частотность его использования, способы введения в контекст урока.
   Мы считаем, что на различных этапах обучения в начальной школе может существовать ведущий жанр (или тип текста), который одновременно используется на нескольких уроках разных дисциплин. Это способствует совершенствованию умения его продуцировать, формированию разных видов универсальных учебных действий, делает предметные знания личностно значимыми.
   Мы не говорим, что надо использовать лишь один жанр, но, работая с разными жанрами, целесообразно выделить ведущий (ведущие). При этом возникает дидактическая проблема выбора ведущего жанра. Как мы думаем, существует два основных фактора, определяющие этот выбор: характер учебного материала (его содержание) и возрастные особенности учащихся.
   Например, в 3 классе таким ведущим жанром у нас становится размышление на основе сравнительного описания. Почему? Образовательная программа «Школа 2100», по которой обучаются наши ученики, основной целью изучения курса «Окружающий мир» ставит формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Это означает, что необходимо устанавливать взаимосвязи между всеми объектами, которые мы изучаем, т.е. обнаружить сходство и различие между ними. Самым актуальным в этом смысле типом речи, который соответствовал бы возрастным особенностям учащихся, является сравнительное описание. На его основе строится размышление и происходит интеграция уроков риторики и окружающего мира.
     На уроке риторики дети изучили особенности сравнительной характеристики объектов и приемы построения сравнительного описания. Учебный материал по окружающему миру излагался с точки зрения клеточной теории. В результате на уроках окружающего мира учащиеся использовали жанр размышление при выполнении следующих заданий:
  • Составить сравнительное описание растительной клетки и клетки животного.
  • Составить сравнительное описание различных групп растений, различных классов животных.
  • Составить сравнительное описание растений и животных.
В практике обучения мы уделяем большое внимание не только содержательной стороне ответов, но и построению текста в соответствии с заданным жанром (в данном случае, жанром размышление), на речевую манеру отвечающего. Оценивая ответы одноклассников, школьники использовали комплименты и советы, так называемые сопутствующие в этом случае жанры. Таким образом, на уроках создавалась естественная речевая среда. Это, в свою очередь, обогатило коммуникативный опыт учащихся. К концу года дети уверенно использовали в своих высказываниях речевые конструкции сравнительного описания. Уже в четвертом классе учащиеся, составляя сравнительное описание млекопитающих и человека, осознанно уточняли, с какой целью и для чего необходимо составить такое сравнительное описание.
    Также в 3 классе целесообразно использовать речевой жанр инструкция. Представление об этой жанровой модели наши школьники получают на уроках риторики. При выполнении практических работ на уроках окружающего мира и технологии дети учились действовать по инструкциям, а затем и сами их составляли.
   Заключительным обобщающим уроком окружающего мира в третьем классе стал урок «Обитатели челябинского зоопарка». Он проходил в реальных условиях. Перед учащимися стояла задача: составить описание групп животных, которые живут в нашем зоопарке, а именно: парнокопытных, хищных птиц, млекопитающих, пресмыкающихся. Для выполнения задания дети составили инструкцию деятельности своей группы:
1. Изучить информацию о животных, представленную для посетителей.
2. Узнать дополнительную информацию о животных у сотрудников зоопарка.
3. Составить описание животных.
4. Сделать необходимые зарисовки животных.
5. Прорепетировать выступление перед товарищами в группе.
6. Представить свою группу животных одноклассникам.
     По этой инструкции учащиеся работали первую половину занятия, а после перерыва они провели своеобразную экскурсию по зоопарку. Таким образом, использование речевого жанра приобрело практическое значение.
     Еще одним жанром, используемым в третьем, а потом и четвертом классах на других предметах стал жанр интервью. В третьем классе на уроке окружающего мира «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся» для изучения новой темы нами была использована составленная нами риторическая игра «Интервью». Каждая группа получила материал для изучения определенного класса животных. Третьеклассники подготовили описание или портрет этого класса. Затем группы обменялись портретами и по полученным описаниям составили вопросы для интервью у представителей этого класса животных. При выполнении этой работы, ребята работали с информацией, содержащейся в учебнике, с дополнительной литературой, с информацией, представленной одноклассниками, обрабатывали ее и предъявляли окружающим.
      Возможно, коллеги возразят, что в реальной жизни мы не берем интервью у животных и героев сказок. И конечно, жанр интервью в силу его специфики не может стать ведущим жанром в процессе обучения, однако, навыки, приобретенные в игре, учащиеся используют в жизни. Редакция школьной газеты поручила нашим четвероклассникам, взять интервью у директора и у детей, обучающихся в нашей школе. Учащиеся подготовились к интервью, как говорится, со знанием дела: придумали вопросы, ответы на которые будут интересны окружающим, а затем уверенно держались в диалоге с интервьюированными. Некоторые из ребят в сложной для них ситуации общения добивались нужной информации. Они задавали уточняющие и дополнительные вопросы уже во время встречи, т.е. ориентировались «на ходу», а ведь интервью брали у администрации школы и старшеклассников!
     В четвертом классе нами чаще всего используются письмо и дневниковые записи. Почему? Центральной идеей содержания учебного материала названных нами предметов (в программе «Школа 2100») становится человек, его организм, взаимодействие с природой и обществом, его внутренний мир. Поэтому в высказываниях учащихся все чаще проявляется личное отношение к той или иной проблеме. Дети учатся предъявлять себя окружающим, стремятся к пониманию других. Наиболее «подходящими» для этого формами являются письмо и дневниковые записи.
    Например, на уроке окружающего мира дети получили задание написать «Письмо другу» от имени домашнего питомца. Это позволило им взглянуть на себя со стороны. Сами школьники отметили, что выполнять такое задание было интересно, не скучно. А потому и письма получились откровенными. В них были использованы такие жанровые модели, как размышление, портрет, рассказ.
   В процессе обучения существует возможность использовать «сложные» речевые жанры и типы текстов, которые вбирают в себя ранее освоенные модели. Они становятся основой интеграции следующих учебных предметов: «Риторика», «Окружающий мир», «Введение в историю и обществознание», «Литературное чтение», «Информатика».
   Нетрудно заметить, что жанровое общение на уроках различных дисциплин способствует формированию не только коммуникативных, но и познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.02.2011)
Просмотров: 950 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: