Четверг, 28.03.2024, 16:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М. Роль Лаборатории риторики и диалога культур в развитии коммуникативной компетентности педагогов школы

Необходимость перехода на образовательные стандарты общего образования второго поколения требует обеспечения данного процесса подготовленными педагогическими кадрами, совершенствования базовых компетентностей педагогов. В июне 2007 года в МОУ СОШ №14 г. Челябинска создана общепредметная «Лаборатория риторики и диалога культур». К числу основных задач ее деятельности мы относим:

Ø     Развитие коммуникативной компетентности педагогов через систему семинаров, мастер – классов;

Ø     Оказание практической помощи педагогам в разработке и проведении учебных занятий, моделировании уроков и учебных (речевых) ситуаций;

При этом использование риторических приемов и средств в образовательном процессе должно стать, по нашему мнению,  одним из важнейших направлений инновационной деятельности педагогов. Это способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, в первую очередь, коммуникативных. Однако, со многими вопросами, связанными с формированием и развитием коммуникативных умений школьников, учителя-предметники не знакомы. Требуется создание системы непрерывного образования, развивающей соответствующие компетенции педагогов. Одним из звеньев такой системы являются внутришкольные проблемные лаборатории как наиболее эффективная форма повышения профессиональных качеств педагогических работников.

Кроме непосредственного взаимодействия с педагогами школы, свою работу по совершенствованию их базовых компетенций Лаборатория строит по следующим направлениям:

Ø     Развитие социального партнерства.

Успешная деятельность школы во многом зависит от эффективности сотрудничества с другими образовательными учреждениями, организациями, группами – субъектами образовательной деятельности.

Сегодня Лаборатория активно взаимодействует с существующими в стране школами риторики: Западно-Уральским научно-методическим центром под руководством кандидата филологических наук С.А. Минеевой (Пермь) и Школой риторики под руководством доктора педагогических наук Т.А. Ладыженской (Москва). Сотрудники Лаборатории представили свой опыт работы в Перми на XVI научно-методической конференции «Риторика диалога: проблемы развития личности» в октябре 2008 года, опубликовали ряд статей в пермских сборниках, подготовили рукопись книги «Роль риторики в формировании общеучебных умений». Рукопись получила положительную рецензию профессора Т.А. Ладыженской.

Мы надеемся, что в свете современных тенденций развития образования наш опыт по развитию коммуникативных учебных действий школьников, может быть востребован образовательными учреждениями области. В этом плане мы рассматриваем Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических работников как важного социального партнера, способного организовать  площадку для обмена опытом, имеющимся у школ области. Готовы мы сотрудничать и с педагогическим университетом. Организационные формы социального партнерства могут быть самыми разнообразными, но все они должны быть нацелены на координацию усилий различных субъектов в сфере развития образования.

Ø     Создание информационно-насыщенной среды.

В 2007 году нами создан сайт Лаборатории риторики и диалога культур. Он имеет на два самостоятельных раздела: педагогический и образовательный. Возникновение сайта было связано с необходимостью методической поддержки инновационной деятельности педагогов по формированию коммуникативно-риторической компетентности школьников. Материалы сайта позволяют:

Ø     Облегчить поиск информации, освещающий педагогический опыт применения технологии «Школа диалога культур»;

Ø     Познакомиться с основными идеями использования риторики в образовательном процессе, разрабатываемыми в Школе риторики Т.А. Ладыженской и Западно-Уральском научно-методическом центре.

Ø     Использовать разработанные в Лаборатории методические и дидактические материалы при подготовке к учебным и внеклассным занятиям, воспитательным мероприятиям.

Образовательная часть сайта предназначена для учащихся и их родителей. Материалы сайта позволяют учащимся вернуться к прошедшим урокам, еще раз «прокрутить» их эмоционально и содержательно, а родителям узнать, что было на занятиях, что задано на дом, а также увидеть результаты работы своих детей. Самостоятельная работа с материалами сайта позволяет учащимся совершенствовать свои компетенции в области информационно-коммуникативных умений.

В апреле 2008 года на сайте «Челявики» РКЦ Челябинской области педагогами Лаборатории совместно с сотрудниками ММЦ Металлургического района организован сетевой проект «Компетентностный подход к образованию». Идея проекта: создание среды для общения и обсуждения проблем, связанных со сменой образовательной парадигмы в российском образовании, смещением акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Обращение к этому сайту позволит педагогам совершенствовать свои теоретические знания по формированию и развитию ключевых компетентностей школьников.

Таким образом, создание информационно-насыщенной среды способствует совершенствованию базовых компетенций педагогов школы.

         На наш взгляд, Лаборатория риторики и диалога культур является важным звеном в системе непрерывного образования педагогических работников школы, в развитии их коммуникативной компетентности.

Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.01.2009)
Просмотров: 915 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: