Четверг, 25.04.2024, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М., Тайницкая В.В. О риторизации учебного процесса в основной школе

Риторизация образовательного процесса стала центральной идеей, позволившей объединить усилия и опыт отдельных педагогов нашей школы. В 2007 году нами была организована «Лаборатория риторики и диалога культур». Основная задача Лаборатории  - эффективное осуществление инновационной деятельности педагогического коллектива в рамках образовательного учреждения с целью совершенствования языковой и речевой компетентности учащихся.

Овладение школьниками речевыми жанрами на уроках риторики позволяет расширить рамки речемыслительной деятельности учащихся  и на других уроках.

Кажется вполне естественным развивать риторические умения школьника на уроках литературы. Программы по литературе и направлены на выработку у учащихся таких умений, как «умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи» или «умение выполнять письменные работы различных жанров». Однако, нередко на практике учитель сбивается на привычную «вопросно-ответную форму научения неофитов», транслируя ученикам, если так можно выразиться, «одножанровость» своего мышления.

        Составители программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова предлагают систему коммуникативно-творческих работ для учащихся, которая, на наш взгляд, определяет практическую направленность обучения, и способствует развитию риторических умений. В таблице 1 мы попытались сопоставить типы коммуникативно-творческих заданий, которые предлагают авторы данной программы,  речевые жанры и коммуникативные задачи, создаваемые в разных ситуациях.                                                  

Таблица 1

Исходный речевой жанр, типы текстов

Типы коммуникативно-творческих заданий по Кутузову/ Коммуникативные задачи

Сказка

     Сочинение сказки по предложенному
     началу

Отзыв

     Составление отзыва о книге, рецензии
     о   сочинении
 Диалог,
 монолог,
 сценарий
     Создание сценария мультфильма,
     диафильм;
     Составление сценария по сюжету
     поэмы

Несловесные и несловесные средства выразительности речи

   Инсценирование рассказа или сказки;
   Исполнение былины, лирической
   песни,  басни

Сравнительная характеристика

  Сопоставление героев
Разговор, беседа,
 интервью,
спор, дискуссия
  Встреча героев разных эпох и 
  произведений.
  Разговор с литературным героем,
  интервью с автором произведения.
  Дискуссия «Существует ли женская
  поэзия»

Личное письмо

  Письмо от имени героя

Рассуждение

  Устное сочинение «Как я сыграл бы  
    роль …»

Презентация

  Составление презентации
  самостоятельно прочитанного
  произведения.

Доклад

  Доклад на тему «Жанр … в лирике А.С.
  Пушкина» и т.п.

Рассказ

  Создание и исполнение рассказа (устного, письменного) о литературном герое или об авторе художественного
 произведения.
Естественно, идеи заключенные в программе А.Г. Кутузова, можно в полной мере реализовать только при систематическом формировании риторических умений  на уроках литературы.

Новый учебный предмет «Краеведение», появившийся ныне в учебных планах образовательных учреждений Челябинской области (6-9 класс), на наш взгляд,  прекрасная возможность для совершенствования риторических умений, формирования речевой компетентности школьников. В таблице 2 представлены различные типы коммуникативных задач, которые можно поставить в процессе освоения краеведческого материала в 6 классе. Подобные программы можно составить и для других классов.

                                                                       
                                                                Таблица 2   

Исходный речевой жанр, типы текстов

Коммуникативные задачи на уроках и внеурочных занятиях по курсу «Краеведение»  в 6 классе

Словарная статья, биография
  • Составление словаря краеведа Южного Урала
  • Составление энциклопедической статьи
  • Составление энциклопедии школы

Интервью, бывальщины, воспоминания,

невыдуманный рассказ о себе
     Составление интервью с краеведами,
     туристами, местными старожилами,
     специалистами МЧС, знаменитыми
     людьми села, района, города. Устные
     истории. Интервьюирование.
Родословная      Составление истории своей семьи

Очерк

Путевой очерк
     Составление климатического очерка
     района  (города, села), путевого
     очерка
     (путевых  заметок)
Отчет
     Составление географического рассказа
    (отчета) о путешествии по родному 
    краю
Фотожанры
    Составление подписей в фотоальбом,
    титров  к  видеофильму и 
    мультимедийной  презентации
Каталог    Составление библиографического списка

Деловое письмо

Выписка
  • Составление запроса в архив
  • Составление выписки из архивных документов, из описи фонда
Опорный конспект, аннотация, отзыв, рецензия, схемы, рисунки в тексте
  Конспектирование текста (в том числе,
  составление аннотации, рецензии,
  критических замечаний, сравнивание
  позиций различных авторов,
  реконструкция текста через таблицы,
  рисунки, диаграммы)
Реферат
  Написание учебно-исследовательской
  работы по краеведению
Презентация
  Составление презентации своей
  исследовательской, творческой работы

Экскурсия,

Информационная заметка

Инструкция
  • Составление текста экскурсии по школьному музею, школе, родному краю.
  • Составление технологической карты экскурсии
Просьба, требование
  Создание плакатов «Осторожно,
  ядовитые растения!», «Берегите природу  родного края!»

Цитата,

способы цитирования
  Цитирование работ краеведов,
  исследователей родного края
Описание
  • Художественное и научное описание родного края
  • Описание погоды на территории своей местности
Дневниковые записи
   Ведение дневниковых записей  
   (фенологический дневник, дневник
   путешествий…)
Рассказ
   Создание и исполнение рассказа
   (устного, письменного) о
   замечательных людях,
   достопримечательностях родного края

Рассматривая проблему «диалога культур», В.С. Библер писал: « в диалоге (в целостности диалогизирующих культур) проблема речи, речевых форм и жанров, их взаимоопределения есть проблема математики, или физики, или биологии совсем не менее чем проблема поэзии, или истории. Иными словами — вне единой речи, связывающей и разделяющей математику, физику, историю разных эпох, вообще не существует культурной целостности».

Поэтому не случайно в сферу внимания Лаборатории попали и такие учебные дисциплины как физика, математика, а также учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Совместно с учителями-предметниками мы разрабатываем учебные занятия, которые предполагают речевую направленность учебного процесса, стимулируют и побуждают учащихся к продуцированию речевых жанров.

 
 

 
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (30.12.2008)
Просмотров: 1130 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: