Каталог статей
Главная » Статьи » Наши статьи |
Риторизация образовательного процесса стала центральной идеей, позволившей объединить усилия и опыт отдельных педагогов нашей школы. В 2007 году нами была организована «Лаборатория риторики и диалога культур». Основная задача Лаборатории - эффективное осуществление инновационной деятельности педагогического коллектива в рамках образовательного учреждения с целью совершенствования языковой и речевой компетентности учащихся. Овладение школьниками речевыми жанрами на уроках риторики позволяет расширить рамки речемыслительной деятельности учащихся и на других уроках. Кажется вполне естественным развивать риторические умения школьника на уроках литературы. Программы по литературе и направлены на выработку у учащихся таких умений, как «умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи» или «умение выполнять письменные работы различных жанров». Однако, нередко на практике учитель сбивается на привычную «вопросно-ответную форму научения неофитов», транслируя ученикам, если так можно выразиться, «одножанровость» своего мышления. Составители программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова предлагают систему коммуникативно-творческих работ для учащихся, которая, на наш взгляд, определяет практическую направленность обучения, и способствует развитию риторических умений. В таблице 1 мы попытались сопоставить типы коммуникативно-творческих заданий, которые предлагают авторы данной программы, речевые жанры и коммуникативные задачи, создаваемые в разных ситуациях. Таблица 1
Естественно, идеи заключенные в программе А.Г. Кутузова, можно в полной мере реализовать только при систематическом формировании риторических умений на уроках литературы.
Новый учебный предмет «Краеведение», появившийся ныне в учебных планах образовательных учреждений Челябинской области (6-9 класс), на наш взгляд, прекрасная возможность для совершенствования риторических умений, формирования речевой компетентности школьников. В таблице 2 представлены различные типы коммуникативных задач, которые можно поставить в процессе освоения краеведческого материала в 6 классе. Подобные программы можно составить и для других классов. Таблица 2
Рассматривая проблему «диалога культур», В.С. Библер писал: « в диалоге (в целостности диалогизирующих культур) проблема речи, речевых форм и жанров, их взаимоопределения есть проблема математики, или физики, или биологии совсем не менее чем проблема поэзии, или истории. Иными словами — вне единой речи, связывающей и разделяющей математику, физику, историю разных эпох, вообще не существует культурной целостности». Поэтому не случайно в сферу внимания Лаборатории попали и такие учебные дисциплины как физика, математика, а также учебно-исследовательская деятельность учащихся. Совместно с учителями-предметниками мы разрабатываем учебные занятия, которые предполагают речевую направленность учебного процесса, стимулируют и побуждают учащихся к продуцированию речевых жанров. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1195 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |