Четверг, 28.03.2024, 18:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М. К вопросу об использовании научных текстов в обучении физике

  Возникновение школы диалога культур было связано, в частности, «с протестом против игнорирования школой тех вопросов, загадок, проблем, с которыми приходит в школу ребенок, пренебрежением теми представлениями и наивными теориями, которые он выдвигает. В результате на нетронутый слой детского мироощущения ложится сверху не ребенком придуманный мир моделей и схем, заимствованных из современных вузовских учебников, адаптированных применительно к тому или иному возрасту. В значительной мере этим сразу закладываются основы отчуждения детей от школьного обучения» (5).

         В предисловии к своему знаменитому труду «Трактат об электричестве и магнетизме» Джемс Клерк Максвелл писал: «Для изучающегося любой предмет чтение оригинальных трудов представляет собой большое преимущество, так как наука всегда наиболее полно усваивается в состоянии рождения…». Эту особенность в познании не раз отмечали другие исследователи и историки науки. В чем же тут дело?
В школьных учебниках изложение знаний о явлениях и закономерностях в природе подчинено единой логике и выполнено современным научным языком, в них эксплицирована современная научная картина мира.
Иначе, слово науки, зафиксированное в школьном учебнике (и речи учителя) звучит в пределах одного монологического контекста. 
 « И в этом есть резон. В качестве своеобразного эсперанто мысли логика действительно может реализоваться только в форме монологики (как одна-единственная логика, как логика монолога). Чтобы через века, как через километры, что-то сообщать друг другу, информировать посторонних людей (но не для того, чтобы создавать и превращать понятия) монологика необходима»(2).
 «В отличие от учебников, научные произведения (Платона и Галилея, Бора и Эйнштейна), сохраняют в себе не только результаты, но и путь к ним, внутреннюю логику исследователя, тупики и парадоксы, словом, заставляют читателя пройти вместе с автором напряженный путь к открытию» (4).
Важно, что научный текст,  то есть «печатное речевое выступление, является  элементом речевого общения. Оно обсуждается в непосредственном и живом диалоге, но, помимо этого, оно установлено на активное, связанное с проработкой и внутренним реплицированием, восприятие и на организованную же  реакцию в тех разнообразных формах, какие выработаны в данной сфере речевого общения (рецензии, критические рефераты и пр.)» (3). Всякое такое «выступление», высказывание имеет своего автора, которого мы слышим в самом высказывании как творца его, слышим определенную  позицию, на которую можно диалогически реагировать. Диалогическая реакция персонифицирует всякое высказывание, на которое реагирует, обнаруживая в нем иной тип разумения, иной тип понимания действительности.
«В произведение культуры, - пишет В.С.Библер,- транслируется авторская личность, веками углубляясь – во всей своей единственности и неповторимости…Произведения всегда адресованы, они всегда предназначены к исполнению  и «дополнению» читателем, - как бы далеко во времени и пространстве он ни находился (чем отдаленнее, тем он более соавтор). Произведения – отстраненные кристаллы постоянного общения в треугольнике: автор – произведение – читатель (зритель-слушатель-соавтор)»(1).
Отсюда вполне закономерно, что в Школе диалога культур «обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры"(6). Относительно преподавания физики это, прежде всего, научные тексты. Аристотель, Галилей, Ньютон…выступают на уроке в качестве Собеседников, их интенциональные высказывания, их логика вступают в диалогические отношения с логикой автора учебника, мыслью ученика, учителя, друг с другом, логикой современной науки. Возникает необходимость «изучать механику по трудам Галилея или Ньютона», вчитываться в «Физику» Аристотеля и философские штудии Бора. По предположению создателей концепции школы диалога культур «в этой ситуации текст выступает как мотив учебной деятельности, оказывается импульсом деятельности».

Виды и жанры научных текстов

Научные
Научно-теоретические,     научно-методические (статья, книга, научный доклад, монография, диссертация)

Научно-популярные

Учебно-методические
 (программы курсов, учебники и учебные пособия, сборники упражнений, хрестоматии)

Информационно-справочные  (энциклопедии, словари, справочники, аннотация, рецензия)

В историко-научных исследованиях одним из основных и старейших научных жанров по праву считается биография как жизнеописание выдающихся ученых.

 В течение нескольких лет (в школе диалога культур МОУ №69; в общеобразовательной школе МОУ №14)  мы используем на своих уроках научные тексты различных видов и жанров. В результате наших исследований было выявлено, что, благодаря многообразию, научные тексты многофункциональны, могут играть различные роли в процессе обучения.
   1. Научные тексты могут быть использованы для организации диалога и выявления (актуализации) знаний, имплицитно представленных в сознании ребенка. В этом случае наиболее эффективно использовать:
  • монографии и диссертации;
  •  научные статьи различных исторических эпох;
  •  доклады ученых на заседаниях научных обществ;
  • письма ученых из их научной переписки;
  •  тексты учебника как произведения культуры.
         При выборе конкретных научных текстов следует руководствоваться определенными методологическими, дидактическими, методическими принципами, учитывать психологические особенности восприятия текста детьми.
 
2. Научный текст, в котором эксплицирована научная картина мира эпохи, может быть инструментом идентификации содержания и структуры субъектного опыта школьника.
   Для определения соответствия (идентификации) детских «конструктов» с имеющимися в культуре образцами, образами, артефактами можно рекомендовать, кроме вышеназванных текстов также: 
  •  философские;
  •  культурологические
  •  исторические (в том числе, тексты по истории физики, естествознания);
  • научно-популярные;
  • биографические (в том числе, посвященные исследованию процессов мышления ученых, психологии их творчества).
«Усваивая заданное обучением содержание, ученик не просто получает научную информацию, а преобразует ее на основе собственного опыта, т.е. строит субъектную модель познания, в которую включаются не только логически существенные, но и личностно-значимые признаки познаваемых объектов, что не всегда совпадает по содержанию»(7).
Очевидно, что при этом необходим особый, специфический инструментарий для изучения скрытых («высваиваемых») форм и структур мысли (сознания) учащегося. В концепции школы диалога культур это важно для разработки психологической гипотезы «о соотношении, так сказать, «онтогенетического» и «филогенетического» развития в процессе образования. Здесь существенно понять, в какой степени и в каком смысле последовательность культурных форм мышления и деятельности (Античность, - Средние века, - Новое время, с учетом их одновременного диалога) соответствует и сопрягается (согласие, конфликт, дополнительность) с психологическими доминантами, кризисными периодами, реальными возрастными особенностями в мышлении и сознании ребенка (ученика) в процессе взросления"» (Библер В.С.).
Методической основой для подобной процедуры является культурологический анализ, который представляет собой различного рода интерпретации эксплицитного содержания мысли (текста), а также его идентификацию с известными в культуре образцами, образами, артефактами.
Эмпирическим референтом детских представлений о мире являются их реплики, высказывания, письменные тексты различных типов, наглядные изображения и модели, создаваемые в процессе диалога. Фиксация и анализ этих представлений являются важнейшей формой изучения мышления учеников.

Культурологический анализ

Учебных диалогов (детских реплик, создаваемых ими образов…)

Письменных текстов различных типов (детских комментариев к литературным, философским, научным текстам; сочинений; рецензий; рефератов; литературных, исторических версий, «научных» теорий…)

Наглядных изображений и моделей

  Проведенное нами исследование позволяет сделать  вывод: использование научных текстов в обучении физике является эффективным инструментом изучения субъектного опыта учащихся.
   Представляется, что для более эффективного использования научных текстов в процессе обучения физике необходимо создание специальной хрестоматии.  Интересно также исследовать интегративный и гуманитарный аспекты использования научных текстов в преподавании физики и других естественнонаучных дисциплин.

Литература.

1.      Библер В.С. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры)// Вопросы философии.1993.№5.С.75-93.
2.      Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.С.78.
3.      Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка //Вопросы философии.1993.№1. С.80.
4.      Курганов С.Ю. Ферма монстров. Психолого-педагогический этюд.// Философско-психологические предположения Школы диалога культур. М.:РОССПЭН, 1998.С.152.
5.      Идея школы диалога культур//  Первое сентября.1999. №52. С.4.
6.      Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. С.125.
7.      Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии. 1994. №2. С.71.
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (27.12.2008)
Просмотров: 2323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: