Пятница, 19.04.2024, 18:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Тайницкая В.В. Универсальные способы деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала младшего школьника
Одной из целей современного начального образования является развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Сегодня одной из важных составляющих процесса обучения в начальной школе становится внеурочная деятельность учащихся. Связанная с изучением различных курсов в начальной школе, она предусматривает, в том числе, и организацию проектной деятельности. Разработчики стандартов второго поколения рекомендуют различные варианты ее осуществления. Так, в рамках курса «Литературное чтение» по теме «Сказки» можно реализовать проекты:
  •  создание сборника сказок об одном из животных;
  •  герои сказок в лепке;
  •  герои сказок в рисунках;
  •  создание собственных сказок и другие.
  Не секрет, что реализация таких проектов требует особых условий, времени и умений учащихся. Иначе, эта деятельность может превратиться в систему домашних заданий «для родителей».
  В своей практике мы реализуем факультативный курс «Речевое творчество». Его основная цель: создать условия для развития творческого потенциала ученика-читателя.
  На занятиях факультатива у детей формируется особый тип читательской деятельности, когда после знакомства с литературным произведением, выявления его нравственной ценности, учащиеся могут создать свой авторский проект по сюжетной основе изученного произведения или применяя в своем произведении жанровые особенности изученного.
  Для примера можно привести работу над проектом «Теремок».
  Работа над проектом предваряется этапом – работа над темой. После знакомства с текстом учащимся предлагается найти различные варианты народных и авторских сказок с аналогичным сюжетом. Это не составляет особого труда, поскольку в сборниках народных сказок уже существуют разные варианты этой сказки: «Варежка», «Горшок». Есть авторские произведения, созданные по ее мотивам: стихотворение А.Усачева «Живот-животок», сказка В. Сутеева «Под грибом», мультфильм «Рукавичка» и др.
  Сбор информации для осуществления проектов завершается на занятиях факультатива, где учащиеся знакомятся с содержанием различных произведений по мотивам сказки «Теремок». Здесь особое внимание обращается на содержание произведения, его героев, концовку. В сказке все герои доброжелательно относятся друг к другу, мирно соседствуют друг с другом Заяц и Волк, Мышка и Лиса. В фольклорных вариантах Медведь является разрушителем этой мирной жизни – ломает теремок, и все звери разбегаются. В мультфильме «Рукавичка» напротив, Медведь помогает наладить солнечную погоду, а нарушителем является Мужик, который фальшиво поет и распугивает всех зверей, складно поющих общую песню. В сказке В.Сутеева звери, подружившиеся под грибом во время дождя, спасают Зайца от Лисы. Каждая из этих ситуаций дает возможность обсудить нравственный аспект взаимоотношений, определяет, нравственное намерение ребенка-автора будущей сказки или цель автора проекта: чему будет учить его сказка, какой жизненный урок она будет нести.
   При анализе содержания обращаем внимание и на жанровые особенности:
  • присказки: «Стоит в поле Теремок. Он не низок не высок»;
  • повторы: герои каждый раз обращаются с одной и той же фразой: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?»;
  • имена героев: Плюшка-Пампушка, Пирог-Румяный бок (В. Усачев).
  Все это создает необходимые условия для успешного осуществления собственного проекта. Его цель: создание собственных сказок, по аналогии со сказкой «Теремок». Это предопределяет проблему выбора подтем проектов. Каждый ребенок определяет, какой объект станет теремком в его сказке, какие герои встретятся в теремке. Юные авторы задумываются над тем, какими особыми качествами обладают герои их сказок, дают им имена-прозвища. Так сюжетная линия наполняется содержанием, языковыми средствами. Теперь замысел воплощается в тексте.
  Немаловажным этапом является представление проекта. И здесь деятельность учащегося выходит за рамки чисто речевой. Для младшего школьника очень существенным является материальное воплощение его замысла – то, что можно увидеть, потрогать руками. На этом этапе ребята готовят иллюстрации к своей сказке, поделки – героев сказки, кто-то делает настоящую книжку-малышку. Само представление сказки, ее выразительное исполнение сопровождается элементами театрализации: дети не только рассказывают, но и показывают свои сказки одноклассникам.
  Можно говорить о том, что результатом проекта являются не только детские тексты, но и поделки, игрушки, моноспектакли. Таким образом, работа над проектом выходит за рамки собственно речевого (литературного) творчества, здесь есть место и для декоративно-прикладного и для актерского мастерства.
  На этапе представления проектов важно создать условия для взаимодействия автора – рассказчика и слушателей. В таких условиях у ребят появляется возможность высказать свое мнение о том, что понравилось в содержании сказок одноклассников, как исполнялись сказки, что можно еще добавить. В завершении мы с детьми решаем, какие сказки особенно запомнились и почему. Детям предлагается в будущем инсценировать особенно понравившиеся сказки.
  Таким образом, на разных этапах проекта «Теремок» решаются различные задачи по формированию всех видов универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (16.09.2010)
Просмотров: 1131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: