Пятница, 29.03.2024, 16:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М., Тайницкая В.В. Использование риторических приемов при формировании УДД на уроках "Окружающего мира"
   Одним из главных результатов современного образования является формирование универсальных учебных действий, «обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Ставится задача разработки соответствующих учебно-методических комплектов. Уже сегодня в школах Челябинской области активно используются УМК, декларирующие свою эффективность в отношении освоения стандартов второго поколения.
  Используя в своей практике УМК «Школа 2100» и «Перспектива», мы провели их оценку с точки зрения возможности формирования регулятивных и коммуникативных учебных действий у младших школьников.
  Наше внимание к этим видам универсальных учебных действий обусловлено пониманием важности и необходимости риторического образования учащихся. В преподавании отдельных дисциплин применяем все возможности, которые дает школьная риторика (этот предмет есть в учебных планах наших школ, вне зависимости от того, какой УМК используется).
   Особенно активно использование риторических приемов в учебный предмет происходит на уроках «Окружающего мира». Это не случайно. Разработчиками стандартов второго поколения отмечено значение предмета «Окружающий мир» и его роль в формировании различных «практикоориентированных знаний и умений».
   Для примера приведем разработку (в кратком изложении) одного из уроков «Окружающего мира» в 4 классе (программа «Школа 2100»). Тема: «Организм человека (обобщение)».
  Авторы методических рекомендаций (А.А. Вахрушев и др.) предлагают учителю определенную последовательность выполнения заданий и ряд вопросов проблемного характера, ответы на которые учащиеся находят в тексте учебника. В общем и целом, работа на уроке сводится к вопросно-ответной форме и работе с текстом учебника. Не предусмотрена групповая форма работы или работа в парах. Нет условий для естественного речевого взаимодействия участников. Вследствие этого, у школьников нет возможности в полной мере осуществлять различные аспекты коммуникации: интеракцию, кооперацию, интериоризацию.
  Между тем, одним из самых важных регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста является «умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности». Известно, что в формировании саморегуляции ученика большую роль играют речевые средства. В частности, особое значение имеет регулирующая речь, для развития которой у учащихся начальной школы, необходимы определенные психологические условия. Например, «организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С. Выготский)».
  Обеспечиваются ли эти психологические условия при «нетворческом» использовании рассматриваемого нами УМК? Ответ очевиден. Мы использовали ряд приемов, меняющих характер урока.
 
Ход урока.
Оргмомент. Актуализация знаний.
  • Ребята, в течение нескольких уроков мы изучали организм человека. Как вы думаете, для чего нам это было нужно? (Чтобы знать, как мы устроены, и поддерживать свой организм здоровым).
  •  Прочитайте цитату: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» (Сократ).
 О чем говорит великий философ? (О том, что если хочешь быть здоровым, сам следи за своим организмом).
 
Постановка задачи урока. Сегодня мы подведем итог тому, что мы уже знаем о человеческом организме, и будем учиться применять свои знания на практике, чтобы поддерживать свое здоровье.
Жизнедеятельность человеческого организма обеспечивают разные системы органов. Назовите их. Вспомните, что такое система?
  Комментарий. На предыдущих уроках дети определили систему, как связанные между собой части, элементы, предназначенные для достижения какой-нибудь цели, работы. Это определение и воспроизводится учащимися. Они уже знают, что если какой-либо элемент отсутствует, то система не работает полноценно.
 
Практическая работа 1 . «Организм человека».
   Оборудование и материалы. Карточки, с названиями разнообразных систем организма человека. Для каждой группы свой набор карточек.
  Цель: Определите, какой системы органов не хватает среди тех, которые предложены вам.
Дети совещаются в группах и отвечают на вопрос. Отсутствующая система становится в дальнейшем предметом размышления участников группы. Таким образом, каждая группа рассматривает «свою» систему организма человека.
Комментарий. Работая в группе, учащиеся, прежде всего, учатся учитывать точку зрения партнеров (интеракция).
 
Практическая работа 2. «Системы органов человека».
Оборудование и материалы. Карточки с названием органов, среди которых нужно выбрать необходимые для «своей» системы.
Цель: Объяснить жизненную необходимость данной системы и спрогнозировать возможные заболевания при повреждении этой системы или её органа.
 
   Инструкция.
1. Выберите из предложенных карточек названия органов вашей системы.
2. Составьте модель вашей системы (наклейте карточки на ватман).
3. Составьте описание этой системы по плану.
4. Спрогнозируйте, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть, если эта система будет плохо работать.
5. Для своего ответа используйте опору:
  « Уважаемые слушатели! Наша группа представляет …систему. Эта система органов нужна для того, чтобы…. Она состоит их следующих органов…. Если … система будет плохо работать, то со здоровьем могут возникнуть следующие проблемы…. Берегите…!»
6. Прорепетируйте ответ в группе.
   Учащиеся в группах подготавливают модели системы кровообращения, пищеварительной системы, органов дыхания и опорно-двигательной систем, их описание и представляют свои модели.
Комментарий. Работая в группе, учащиеся решают не только задачу моделирования. Они, прежде всего, согласуют свои усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (кооперация), решают задачи по отображению содержания совершаемых действий в речевом высказывании (интериоризация). Причем высказывание реализуется в жанре «представление». Работа учащихся по инструкции способствует развитию регулятивных учебных действий.
 
Практическая работа 3. «Советы и рекомендации».
Творческое задание.
  Составьте рекомендации (3-4 совета) своим сверстникам для поддержания хорошей работы данной системы. Используйте для своего ответа опору: "Дорогие ребята! Чтобы ваша… работала хорошо, советуем вам…. Желаем крепкого здоровья!"
  Слушатели оценивают полноту выступления группы, актуальность высказывания и выразительность его исполнения.
 
Комментарий. Вновь реализуются все три аспекта коммуникативной деятельности (интеракция, кооперация, интериоризация). В момент представлений высказываний учащихся создается естественная речевая ситуация со всеми её компонентами. Вполне естественно, в этом случае, стремление других учащихся – слушателей – дать оценку соответствия содержания ответа одноклассника заданию и исполнения его выступления. В свою очередь, отвечающему ученику дается возможность применить свое умение адекватно воспринимать оценки (от сверстников!) – это еще одно регулятивное учебное действие, развиваемое на наших занятиях. Итог урока. Подумайте, кому из одноклассников сегодня вы бы могли выразить благодарность и за что. Выскажитесь. Комментарий. На наш взгляд очень важно в завершении урока не только учителю давать оценку деятельности ученика. Выражая благодарность своему товарищу, ребенок выделяет его из общей массы, дает возможность почувствовать значимость его помощи или информации, которую тот передал, конкретно для себя.
 
Домашнее задание.
 В тетрадях по окружающему миру или в личных дневниках сделайте дневниковую запись в форме размышления о своем состоянии здоровья на сегодняшний день. Подумайте, каким из предложенных сегодня советов вы пока еще не следуете и почему.
 
Комментарий. Вот несколько записей, выполненных нашими учащимися:
   Надя З.: «18.12.2008 Сегодня у нас в школе был очень интересный урок по окружающему миру. На этом занятии у нас было много очень хороших советов для здоровья разных систем. Я находилась в группе, которая составляла советы от имени дыхательной системы. Вот советы, которым я не следую: Прикрывайте нос и рот чем-нибудь теплым. Нюхайте масло с экстрактом разных трав. Теперь я буду следовать этим советам».
   Егор Б.: «Декабрь 2008г. Я начал следовать некоторым советам, и мне стало гораздо лучше. Например, я теперь ем больше овощей и фруктов, меньше продуктов, содержащих химию. Я чаще делаю зарядку и бегаю по утрам. Правда. Я еще не могу прямо сидеть, у меня плохо развиты спинные мышцы. Я думаю, что всем ребятам надо следить за своим здоровьем».
Глеб М.: «18 декабря. В начале урока у меня было сонное настроение, не выспался, поэтому был мало активен на уроке. Вывод: надо ложиться спать вовремя. Еще. Не могу контролировать свою осанку, надо делать зарядку».
   Софья Ш. «21.12.2008г. Сегодня я мало выходила на улицу, но была счастлива и ела все подряд, включая мясо. Со всеми советами на уроке я была согласна, но не все удается выполнять. Например, заниматься спортом на свежем воздухе и есть много свежих фруктов и овощей. Но главное мне помог совет: не волноваться по пустякам и не употреблять вредные продукты. Это опасно для здоровья. Думаю, что сегодня я хорошо провела здоровый день, но можно стараться и лучше!».
   Диана А.: «20.12.08 …Я стараюсь соблюдать все советы, но некоторые не получается Например, иногда не могу удержаться, чтобы не поесть после ужина. Или еще, я не занимаюсь спортом. Ну, это уже предпочтение, ведь не все дети спортивные».
   Алина Б.: «22.12.08. Я сегодня старалась сидеть прямо на уроках, и у меня это получилось! Зарядку я делаю каждый день, и это помогает мне морально и физически. Я стала бодрее и сильнее, и это мне очень нравится. А вот не есть поздно вечером, у меня не получается. Я днем много не ем, весь день только помаленьку, а вечером наверстываю».
   Миша Д.: «22 декабря 2008 года. После урока окружающего мира я следовал некоторым советам. Например, в воскресенье я ходил с бабушкой на лыжах. Еще я ем полезную пищу: фрукты и ягоды. Некоторым советам я еще не следовал, не успел. Я думаю, что мое здоровье, конечно, не идеальное, но пока нормальное».
Комментарий. Жанр дневниковых записей для наших учащихся 4 класса актуален и востребован. Многие из них охотно ведут личные дневники, выполняют творческие задания в виде дневниковых записей на уроках риторики, литературы, окружающего мира, истории. В данном случае дневниковая запись способствует проведению рефлексии.
   Использование риторических умений учащихся на уроках «Окружающего мира», грамотная постановка коммуникативных задач, способствуют успешному формированию различных видов универсальных учебных действий. На наш взгляд, существующие учебно-методические комплекты, еще недостаточно учитывают риторической составляющей процесса обучения. Без этого неизбежно будут возникать проблемы освоения новых стандартов образования.
Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.10.2010)
Просмотров: 1491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: