Среда, 21.02.2018, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Тайницкая В.В. Коммуникативная компетентность учителя как ресурс повышения качества обучения

Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Развитие любой компетенции, в том числе и коммуникативной, предполагает активное взаимодействие педагога с учащимся, высокий уровень общей  и коммуникативной культуры педагога, применение особых форм и методов обучения.

         На первый план в педагогическом процессе выносится сам процесс общения ученика и учителя, а не разнообразные технологии передачи знаний. Взаимоотношения рассматриваются как первичная материя, из которой строится вся система обучения и воспитания.

         В связи с этим остро встает вопрос о повышении профессиональной коммуникативной компетентности педагога, способного выступить образцом риторического речевого поведения. Риторическую грамотность учителя мы считаем одной из главных составляющих педагогической культуры.

К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.

         Очень важно, чтобы учитель осмысливал урок не только как последовательность этапов, приводящих учащихся к выводам и итогам познавательной деятельности. Необходимо, чтобы педагог выстраивал коммуникативную линию своего речевого поведения, а так же речевого поведения своих учеников. В этом случае в результате деятельности учащихся на уроке будет рождаться отклик, высказывание в определенном речевом жанре. Общение на уроке приобретет жанровый характер.

         По своему опыту знаем, что это нелегко. Для каждого этапа урока приходится на канву содержания учебного материала накладывать партитуру коммуникативных действий, продумывать каждый вопрос не только по содержанию, но и искать внутренний его нерв, способный побудить ученика к высказыванию. Приходится затрачивать больше времени на подготовку к учебному занятию. Но результат стоит того. Такая организация способствует продуктивному речевому взаимодействию и, как итог, наиболее продуктивному решению задач обучения.

Существуют определенные противоречия между необходимостью выстраивания педагогом коммуникативной линии своего речевого поведения и отсутствием у него четких представлений о речевом жанре и его модели. Без этого невозможно систематическое использование жанровых моделей на любом уроке. А ведь именно такая система работы обеспечивает эффективное развитие коммуникативных универсальных учебных действий школьника. При этом становится еще актуальным способность учителя начальных классов интегрировать предметы в учебном процессе на основе речевых жанров.

       Таким образом, у педагога возникает необходимость устранить имеющиеся несоответствия, расширив свои риторические компетенции.

         Еще более обостряются противоречия в основной и средней школе. Здесь дети встречаются с коллективом педагогов, преподающих разные учебные дисциплины и подчас работающих обособленно, в рамках лишь своего предмета. В этих условиях для учителей основной школы необходимо создать особое риторическое пространство, то есть педагогические условия для использования приемов риторизации в учебном процессе. Учителя - предметники должны стать единомышленниками в этом смысле. Совершенствование профессиональных знаний и умений педагога должно быть ориентировано на «коммуникативный» и «деятельностный» аспект.

         По мнению наших коллег, работающих в других регионах, «чтобы строить риторическое пространство школы, нужно попытаться создать в ней «критическую массу» учителей, которые, восприняв идею риторического образования, неизбежно начнут оказывать влияние на других членов педагогического кол­лектива, учащихся и жизнь школы».

         В школе №14 г. Челябинска риторическое образование педагогов осуществляется через реализацию проекта «Лаборатория риторики и диалога культур». В рамках Лаборатории организуются семинары, проводятся мастер – классы, направленные на развитие коммуникативной компетентности педагогов, оказывается практическая помощь в разработке и проведении учебных занятий, моделировании учебных (речевых) ситуаций.

         Участие в работе Лаборатории – дело добровольное, часто трудоемкое. Разработка учебных занятий в коммуникативном аспекте требует определенного времени и дополнительных усилий, анализ проведенных уроков – немалых эмоциональных затрат. И это не раз в четверть, а систематически. Но сила педагога в его мобильности, в его способности перестроиться в русле времени, в его стремлении к самообразованию и умении учиться самому. «Кто не был учеником, тому не быть педагогом», - гласит народная мудрость. Такой подход к своей деятельности неизменно приводит к профессиональному росту.   Таким образом, стержневым показателем уровня квалификации учителя, по нашему мнению, становится его профессиональная коммуникативная компетентность. Совершенствование коммуникативной компетентности педагога – важнейший внутренний ресурс повышения качества обучения.

Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.01.2009)
Просмотров: 3464 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: