Четверг, 25.04.2024, 07:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория риторики и диалога культур

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Денисов А.М. Лаборатория риторики и диалога культур: развитие образовательного пространства школы

Новым стандартом образования предусматривается реализация Программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования, что диктуется, в частности, «возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации». Отмечаемый специалистами низкий уровень коммуникативной компетентности детей, ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В июне 2007 года в МОУ СОШ №14 г. Челябинска создана общепредметная «Лаборатория риторики и диалога культур». Содержание работы Лаборатории предусматривает практическое осуществление задач по апробации материалов Проекта нового стандарта образования, созданию  условий для формирования коммуникативно-риторических компетенций учащихся.

Сегодня Лаборатория реализует три различных образовательных программы, ориентированных на освоение стандартов образования второго поколения: «Школа 2100» (в 4 классе), «Перспектива» (в 1 классе), «Перспективная начальная школа» (во 2 классе).

Основная часть экспериментальной работы Лаборатории  в 2008-2009 учебном году осуществляется на базе 4 класса. Сохраняя все основные цели разработчиков программы «Школа 2100», мы уделяем большое внимание созданию особого образовательного пространства, в котором происходит осмысление всех ситуаций учебного и внеучебного общения как речевых ситуаций.

Главным условием вхождения ученика в такую ситуацию является овладение им соответствующим речевым жанром. Это вызывает необходимость и дает возможность:

Ø     Использовать различные речевые жанры как основу интеграции учебных предметов. В прошлом учебном году основное внимание было уделено интеграции учебных дисциплин «Риторика» и «Окружающий мир» в 3 классе (курс «Обитатели Земли»). Сейчас такая интеграция осуществляется между предметами: «Риторика»,  «Литературное чтение» и курсами, составляющими учебный предмет «Окружающий мир» («Человек и природа» и «Человек и человечество»);

Ø     Реализовывать различные формы внеклассной и воспитательной работы в «риторическом ключе». К числу таких форм мы можем отнести: студию «8½» (студию юных журналистов), риторическое отделение «Центра учебных исследований и разработок» по подготовке школьников к научно-практическим конференциям, школьные праздники, творческие встречи, вечера семейного чтения.

         Как и в Школе диалога культур, нами при обучении используются не только основные тексты учебника, но и реальные тексты той или иной культуры и тексты, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры.

         Это, на наш взгляд, согласуется и с задачами программы «Школа 2100». Например, одной из основных познавательных целей Вводного курса истории и обществознания (курс «Человек и человечество»), является «создание картины эпохи».       Создать такую картину без реконструкции исходных культурно-исторических текстов учебной темы весьма затруднительно.

         Исходный культурно-исторический текст, в свою очередь, создан в определенном жанре, обсуждается в классе в живом диалоге, и требует ответной реакции в тех разнообразных формах  и жанрах, какие выработаны в данной сфере речевого общения.

         Так, первичное представление о биологической (врожденной) и общественной (приобретенной) природе человека наши четвероклассники получили, читая нравственные письма Сенеки к Луцилию. Исходным текстом к пониманию «что такое характер?» являлся фрагмент трактата древнегреческого философа Феофраста «Характеры». Производные (вторичные) тексты также создаются в определенных жанрах, имеют определенный тип или форму: письмо, статья, инструкция, совет, интервью, сравнительное описание. В нашем случае, учащиеся  написали ответные письма Сенеке, или статьи, дополняющие книгу Феофраста. В производном тексте – речевом жанре – «отражается уровень реальной компетенции учащихся: реально понятое, по-своему увиденное и осмысленное знание».

         Важным моментом развития образовательного пространства мы считаем использование в практике обучения информационно-коммуникационных технологий. Нами создан сайт Лаборатории риторики и диалога культур, который подразделяется на два раздела: педагогический и образовательный.

         Возникновение первой части сайта было связано с необходимостью методической поддержки инновационной деятельности педагогического коллектива по формированию коммуникативно-риторической компетентности школьников. Материалы сайта позволяют:

Ø     Облегчить поиск в сети Интернет информации, освещающий педагогический опыт применения технологии «Школа диалога культур»;

Ø     Познакомиться с основными идеями использования риторических приемов в образовательном процессе, разрабатываемыми в Школе риторики Т.А. Ладыженской (Москва) и Западно-Уральском научно-методическом центре (Пермь).

Ø     Использовать разработанные в Лаборатории методические и дидактические материалы при подготовке к учебным и внеклассным занятиям, воспитательным мероприятиям.

Образовательная часть сайта предназначена для учащихся и их родителей, и обновляется практически после каждого учебного занятия. Материалы сайта позволяют учащимся вернуться к прошедшему уроку, еще раз «прокрутить» его эмоционально и содержательно, а родителям узнать, что было на занятиях, что задано на дом, а также увидеть результаты работы своих детей.

            На данном этапе сайт используется в 4 классе, сопровождая обучение школьников по курсу «Окружающий мир», а также содержит материалы по литературному чтению (4 класс), внеклассному чтению (1 класс) и проектной деятельности.

         Самостоятельная работа с материалами сайта позволяет учащимся совершенствовать свои компетенции в области информационно-коммуникативных умений.

В апреле 2008 года на сайте «Челявики» РКЦ Челябинской области педагогами Лаборатории совместно с сотрудниками ММЦ Металлургического района г. Челябинска организован сетевой проект «Компетентностный подход к образованию». Идея проекта: создание среды для общения и обсуждения проблем, связанных со сменой образовательной парадигмы в российском образовании, смещением акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Обращение к этому сайту позволит педагогам совершенствовать свои теоретические знания по формированию и развитию ключевых компетентностей школьников.

Таким образом, развитие образовательного пространства в школе идет в направлении совершенствования базовых компетенций педагогов и  формирования ключевых компетентностей школьников на основе использования богатого потенциала риторики.


 

Категория: Наши статьи | Добавил: lab-ritor (01.01.2009)
Просмотров: 844 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: